«Третьим будешь?»
При попытке угадать, кому отдаст предпочтение в стартовом составе «Шахтера» Виктор Прокопенко, наибольшее количество вопросов вызывала линия атаки. Если на всех остальных позициях наблюдалась определенная стабильность на протяжении последних поединков и особого разнообразия вариантов здесь не было, то с нападающими Виктору Евгеньевичу пришлось «помучиться». Хотя, наверное, многие украинские наставники с удовольствием согласились бы побывать на месте тренера «Шахтера», у которого накануне финальной встречи под рукой оказалось сразу пять форвардов, три из которых реально претендовали на два места в «основе». Был, правда, еще один вариант, правда, скорее из области фантастики — выпустить всех троих сразу. Однако это ослабило бы среднюю линию донетчан, что было бы на руку любящим и умеющим контратаковать армейцам.
Кого же выпустить в «старте» — лучшего бомбардира чемпионата Андрея Воробья, умеющего забивать решающие мячи в ответственных матчах Сергея Ателькина, в последних встречах регулярно поражавшего ворота соперников, или Джулиуса Агахову, чья нестандартная техника работы с мячом и неповторимая пластика движений могла стать откровением для оборонительных порядков армейцев? Этот вопрос волновал не только Виктора Евгеньевича. Сейчас, наверное, большинство поклонников «Шахтера» уверены, что тренер с составом (точнее с парой нападающих) не угадал.
Однако есть и другое мнение: «коуч» горняков попал как раз в яблочко. Ведь Ателькин вышел на поле, когда оборона армейцев, измотанная рывками и перемещениями в их тылах Агаховы и Воробья, начала допускать сбои, но дикое невезение и самоотверженные броски голкипера и защитников киевлян не позволили форвардам горняков сравнять счет. К этому времени футболисты ЦСКА значительно «подсели» под «прессом» «Шахтера», и появление третьего форварда уже практически не несло в себе слишком серьезной угрозы получить острый контрвыпад от уставших киевлян. Да и остававшееся до окончания время заставляло горняков идти «ва-банк». Пришлось Мальцеву, начинавшему матч на месте опорного полузащитника, переключиться на опеку 29-летнего опытного нападающего. Но справиться с Ателькиным третьему номеру ЦСКА не удалось. Впрочем, все по порядку.
Блицкриг «по Фоменко»
Киевляне, от которых многие ожидали осторожной игры, рассчитанной на невнимательность, которой временами грешат темнокожие центральные защитники горняков, удивили быстрым началом. Едва разыграв мяч, они тут же провели скоростную атаку по левому флангу, дав понять, что не собираются отсиживаться в защите. Быстрый переход из обороны в атаку, который отрабатывали номинальные гости на тренировках, позволял в один-два паса выводить на оперативный простор Костышина или Монарева. А они удачно растягивали оборонительные порядки соперника, создавая там свободные зоны. Уже на 4-й минуте Костышин, которого сбили у левого углового флажка, сам пробил штрафной, однако завершающему удару Монарева немного не хватило точности.
Видно было, что горняки оказались не готовы к такому стартовому натиску, старались сбить атакующий порыв соперника за счет контроля мяча, но на этом же и погорели. У левой бровки под коллективным отбором дрогнул Тимощук, мяч тут же отправили Закарлюке, а Сергей хорошим диагональным пасом перевел его Монареву. Роман, запутав мешавшего ему Попова, все же вошел в штрафную, но не стал идти в обыгрыш, а выдержал паузу и выдал мягкую навесную передачу на линию вратарской, где подоспевший Костышин головой пробил над Виртом — 0:1. Старостяк, в этом эпизоде отвечавший за «десятку» армейцев, даже не выпрыгнул на мяч.
Пропустив результативный выпад, горняки еще некоторое время никак не могли поймать свою игру. Многоходовые комбинации и позиционная атака у подопечных Виктора Прокопенко не ладились. Да и армейцы, умело выстроив своеобразную «линию Мажино», без особых проблем пресекали невыразительные попытки соперника пробраться к воротам Ревы. Умение правильно выбрать позицию Волосянко дополнялось самотверженностью и цепкостью Билозора и Балицкого, а также помогавших им Мальцева и Анненкова. Фланги, на которые рассчитывали тренеры горняков, до перерыва «молчали», а взломать оборону через очень насыщенную центральную зону было просто нереально. Лишь временами Агахове удавалось за счет чутья оказываться в нужном месте в штрафной и, благодаря врожденной технике создавать угрозу. Но это были эпизоды, которые терялись на общем фоне.
А героем первого тайма вполне мог стать автор головой передачи Роман Монарев. Получив необходимое пространство для маневра, 21-летний нападающий несколько раз мог «поставить крест» на надеждах «Шахтера» в третий раз в своей истории выиграть Кубок Украины. Самый реальный шанс армеец упустил на 36-й минуте, когда после отличнейшей диагональной передачи Костышина с правого фланга «за шиворот» Ндиайе и Окоронкво оказался с глазу на глаз с Виртом, но, перебрасывая мяч через голкипера горняков, попал в перекладину. А на последней минуте тайма Роман передержал мяч в штрафной, и под его запоздалый удар успел броситься защитник.
Один в поле не воин
Второй тайм стал абсолютной противоположностью первому. Горняки, сделав правильные выводы из своих оплошностей до перерыва, прочно взяли инициативу в свои руки и, владея полным преимуществом в центре поля, стали штамповать опасные моменты во владениях Ревы. Наконец-то заработали фланги, откуда пошли нацеленные передачи. Правда, поначалу подопечные Виктора Прокопенко действовали без изюминки, слишком академично, но и этого было достаточно, чтобы капитан киевлян в поте лица трудился на линии ворот и на выходах. Армейцы, видимо, изрядно подуставшие, продолжали контратаковать, но небольшими силами. Временами после фланговых контрвыпадов в штрафной Вирта оказывался лишь один нападающий ЦСКА, что, естественно, особой остроты не несло. Тем более Старостяк регулярно подстраховывал начавшего «набеги» на чужую половину Ндиайе и достаточно плотно прикрыл Монарева, скоростные качества которого оставляют желать лучшего.
А вот в атаке у «Шахтера» дела пошли на лад. Агахова наконецто получил от партнеров необходимую ему поддержку и дважды в течение пяти минут мог как минимум восстановить равновесие. После передачи Алиуцэ на 11 метровую отметку Джулиус оказался чуть-чуть неточен в завершении. А немногим позже нигерийский талант обыграл Реву и с острого угла «простреливал» на Воробья, но в последний момент Волосянко в подкате сумел подставить ногу под мяч, который взмыл выше перекладины.
Еще хуже дела у ЦСКА стали после 66-й минуты, когда на поле в составе «Шахтера» появился Ателькин, а у киевлян ушел Закарлюка. Более свежий Мацигура не смог наладить контригру, а появление третьего-нападающего у горняков стало проблемой для армейцев. Ателькин, имеющий опыт забивания решающих мячей в финалах Кубка (в 97-м именно его удар принес "Шахтеру» трофей в финальном матче против «Днепра»), и на сей раз не подкачал.
Горняки, помня о том, что армейцы умеют стоять до конца (как пример — матч первого круга в Киеве, когда дружина Виктора Прокопенко потерпела поражение со счетом 0:1, хотя весь поединок «сидела» на воротах Ревы), пошли вперед всей командой, штрафную покидал даже Вирт, начиная атаки партнеров. Разбегался Зубов, справляться с которым Кирлику приходилось все тяжелее и тяжелее, пошел вперед Ндиайе, у которого, видимо, желание забивать — в крови. И следует отметить, именно подключение вперед сенегальца помогло сравнять счет. На 78-й минуте Ассан совершил рейд по центру, где его практически никто не прессинговал, издали пробил по воротам, мяч попал к Ателькину на 11-метровую отметку, который вторым касанием вогнал «снаряд» в правый от себя угол. Несколько армейцев, находившихся неподалеку, лишь наблюдали за развитием ситуации.
Подопечные Фоменко, и без того игравшие строго на вынос, пропустив гол, полностью потерялись на поле. Не создав во втором тайме ни одного серьезного голевого момента, киевляне поняли, что их единственный шанс — выстоять до окончания основного времени, а, возможно, и дополнительного, после чего рассчитывать на умение Виталия Ревы отражать пенальти, и счет не изменился, несмотря на то, что Агахова, Ндиайе, Конюшенко, Ателькин, Воробей и Зубов пытались «пробить» Реву. Капитан отстоял надежно, не дав шанса усомниться в своем высоком настрое на поединок. И если бы Ателькин не забил второй гол, Виталий вполне мог бы претендовать на титул лучшего игрока финала.
До «точек» не дотянули
Рисунок игры в дополнительное время не изменился. ЦСКА во главе с Ревой оборонялся, иногда пытался контратаковать, а «Шахтер» практически всей командой шел вперед, не желая доводить дело до послематчевой лотереи. В принципе, иного и быть не могло, поскольку наглядно стали видны проблемы с функциональной готовностью киевлян. Армейцы опаздывали на всех участках поля и только в собственной штрафной, среди наплыва футболистов обеих команд, могли более или менее успешно заниматься разрушительной деятельностью. За 30 минут на счету подопечных Фоменко — всего два острых контрвыпада, завершившиеся ударами «по самолетам» Мацигуры и Монарева.
Апофеозом матча стала предпоследняя минута встречи. После массированной атаки горняков мяч несколько раз выносили из штрафной, но всякий раз его тут же возвращали назад. Наконец Андрей Конюшенко продрался по левому флангу и выдал нацеленную передачу на все ту же многострадальную 11-метровую отметку, где караулил Ателькин, в одно касание «щечкой» поразивший ворота. Армейцы в отчаянии рухнули на газон, и лишь Рева пытался завести партнеров, побежав к центру поля. Однако все старания капитана были напрасными — финальный свисток Василия Мельничука, безукоризненно справившегося со своими обязанностями, не позволил киевлянам даже приблизиться к воротам Вирта.
В третий раз Виктор Прокопенко выиграл Кубок Украины, и что интересно, в третий раз — не в основное время. В 92-м в дополнительное время победу «Черноморцу» принес точный удар Ильи Цымбаларя, в 94-м в серии пенальти блистал Олег Суслов, и вот в 2001-м еще один «спец» по финалам — Сергей Ателькин — двумя «выстрелами» продолжил победное шествие "Шахтера» в нынешнем сезоне, который, возможно, обещает стать для горняцкой команды едва ли не самым удачным в истории.