Борис Колесников: `По сути, государство выполнило свои обязательства по подготовке к ЕВРО-2012`
|
Вице-премьер-министр заявил в интервью "ФАКТАМ", что "задачи, поставленные УЕФА, Украина решила. Теперь уже Федерация футбола должна проявить себя в плане подготовки сборной страны к чемпионату".
Длительное время, пребывая на стороне бизнеса, Борис Колесников призывал власть обеспечить предпринимателей "правильными и нужными советами", утверждал, что Украине следует иметь свой собственный план Маршалла - как в послевоенной Западной
Европе. Когда аналогичный проект под названием "Евро-2012" начал давать сбои из-за банального отсутствия единой правящей руки, успешный бизнесмен Борис Колесников решил пойти во власть с целью доказать, что слова не расходятся с делом. На сегодня следует честно признать - вопрос сдвинулся с мертвой точки. Успешно строятся стадионы во Львове и Киеве - те объекты, которые совсем недавно вызывали огромную озабоченность представителей УЕФА. Аэропорты Донецка и Львова растут как грибы после дождя. Кипит работа и на других фронтах подготовки к Евро.
Но лучшим признанием усилий Украины стал недавний исполком УЕФА, на котором футбольные функционеры утвердили паритетный календарь матчей европейского первенства. В нем присутствуют четыре украинских и четыре польских города. И, конечно, украинская сборная (в группе D), успех которой будет зависеть уже от инвестиций другого рода.
Футбольные болельщики могут быть удовлетворены - им предстоит захватывающее зрелище. А скептики тихонько ворчат, удивляясь огромным проектам и масштабам их финансирования. Именно здесь сегодня проходит основная "линия разлома" между болельщиками и не болельщиками. Хотя вопрос, нужен ли чемпионат стране, наверное, звучит для сторонников Евро-2012 риторически. Пытаясь склонить на свою сторону скептиков, они перечисляют новые аэропорты, стадионы и гостиницы, отремонтированные дороги, новые рабочие места, а также энтузиазм всей страны накануне яркого футбольного праздника.
Хотя некоторые вопросы требуют все же четких ответов. Окупится ли чемпионат? Что с новыми объектами делать дальше? Отвечая на эти вопросы, стороны проявляют эмоции и не всегда понимают друг друга.
Казалось, что в разговоре на эту тему Борис Колесников должен выступить на стороне футбольных фанатов. Однако в действительности вице-премьер продемонстрировал, что прагматично смотрит на вещи и не дает воли эмоциям. Можно даже сказать, что стиль его речи не характерен для "футбольного болельщика со стажем": ответы четкие и лаконичные, никаких экспрессивных "речевок" даже в сторону своих противников. Общую направленность ответов Бориса Колесникова можно свести к следующему: в подготовке к Евро-2012 правительство ведет командную игру; планов громадье, но осуществить постараемся все, пусть даже на пределе возможностей; постараемся вносить коррективы с учетом индивидуального мастерства каждого, но победа будет считаться командным достижением; личные отношения и моральные обиды выясним по завершении матча. А это гораздо проще сделать, если он завершится победой - ведь победителей, как говорится, не судят.
"За лето мы преодолели отставание в строительстве и полностью вошли в график"
- Исполком УЕФА официально утвердил Киев местом проведения финальных игр чемпионата Европы по футболу 2012 года, а также обнародовал календарь матчей. Значит ли это, что данное решение поставило точку в дискуссии, быть или не быть Евро-2012 в Украине? Справимся ли мы с подготовкой к чемпионату?
- Однозначно да. И хочу поздравить граждан Украины с этим событием. Решение УЕФА по Евро-2012 окончательное и бесповоротное. В этом заслуга каждого украинского любителя футбола. Это заслуга инвесторов, создавших всю гостиничную инфраструктуру, а также лично Рината Ахметова, который финансировал возведение стадиона "Донбасс-Арена", Александра Ярославского, построившего аэропорт в Харькове. Напомню также, что президент украинской Федерации футбола Григорий Суркис приложил максимум усилий для того, чтобы в 2007 году Украина получила право принимать в 2012-м чемпионат по футболу.
Прошло три года, и я с полной уверенностью могу заявить, что мы к нему готовы. Украина выполнила все свои обещания, данные УЕФА. За лето мы смогли преодолеть отставание в строительстве и других работах и полностью вошли в график. Это огромная заслуга украинских строителей. Тех, кто самоотверженно - такая жара была нынешним летом! - возрождал "Олимпийский", можно сказать, из пепла. В 2011 году, ближе к осени, будем сдавать объекты. Точные сроки называть не буду, чтобы не сглазить. Но, поскольку теперь все зависит только от нас, то я почти уверен, что намеченное - осуществим. По сути, государство выполнило свои обязательства по подготовке к Евро-2012. Теперь уже Федерация футбола должна проявить себя в плане подготовки сборной Украины к чемпионату.
- "Олимпийский" в Киеве будет не хуже донецкого стадиона "Донбасс-Арена"?
- Но ведь это сооружения разного плана!.. "Донбасс-Арена" - чисто футбольный стадион, строившийся с нуля, что дало больше возможностей для внедрения новшеств. "Олимпийский" же мы сейчас реконструируем, приспосабливаем к проведению не только футбольных матчей, но и состязаний по другим видам спорта. На "Олимпийском" будет много точек общепита, предусмотрено размещение торговых павильонов, но совсем другого качественного уровня, чем принято сейчас в Киеве. "Олимпийский" будет очень достойным стадионом!
- Проведение финального матча чемпионата в Киеве не обидит наших польских соседей?
- Финал ведь не разделишь, не сыграешь первый тайм в Варшаве, а второй - в Киеве, правда? Ну а если серьезно, то все эти моменты оговаривались изначально. Внимательно посмотрите архив УЕФА, начиная с апреля 2007 года. Уже тогда были озвучены и сроки, и места проведения матчей: полуфиналы пройдут в Варшаве и в Донецке, финал - в Киеве.
"Дорогу, по которой из Львова в Донецк на машине можно было бы доехать за 14 часов, построим"
- Борис Викторович, стадионы будут. А дороги к ним успеем привести в божеский вид? Ведь строительство шоссе - удовольствие не дешевое...
- Как бы трудно ни было, но к началу чемпионата мы завершим строительство кольцевых дорог вокруг столицы, Львова, Харькова и Донецка. Отремонтируем трассу Киев-Харьков, центры свяжем магистралями с новыми аэропортами. Как вы знаете, Президент поставил правительству задачу: добиться, чтобы из Львова в Донецк (а это 1300 километров) на машине можно было доехать за 14 часов. Такое возможно только по хорошему шоссе. Мы его сделаем, но не к чемпионату Европы. А за счет чего? Кабмин рассматривает следующий вариант: отказаться от транспортного сбора с владельцев автомобилей в пользу увеличения акцизного сбора на топливо. По нашим подсчетам, это позволит ежегодно аккумулировать в госбюджете четыре миллиарда долларов. Если три миллиарда из них направлять на строительство дорог, это позволит строить до 700 километров трасс ежегодно.
- За счет налогоплательщиков...
- Мы изучали опыт концессионных дорог, которые строятся за счет частного капитала и банками. После сдачи в эксплуатацию таких трасс, как известно, за проезд по ним взимается плата. Преимущество этого варианта строительства в том, что экономятся бюджетные средства. Но есть один существенный нюанс, о котором лучше может рассказать заместитель министра финансов Татьяна Ефименко - она изучала опыт эксплуатации концессионных дорог в Будапеште. Что такое концессия? Государство дает гарантию: по такой-то дороге за час, за сутки или за год будет проходить столько-то машин. Если их прошло больше, концессионеры доплачивают государству. А если по дороге проехало меньше авто, государство доплачивает концессионерам! В Венгрии так и произошло. Расчет на большой машинопоток не оправдался, и правительство вынуждено доплачивать концессионерам. Причем на данный момент средства, перечисленные бизнесменам, превысили все максимально возможные цифры. Венгерские власти подсчитали, что дешевле было финансировать строительство трассы за счет государства.
В Украине же рынок перевозок и машинопоток еще слабее! К сожалению... Пока. Поэтому мы избрали путь, по которому пошли Северная Европа, Германия, где дороги бесплатные, а расходы по их эксплуатации включены в стоимость акциза на топливо. То есть больше ездишь - больше платишь. Для нас это более приемлемый путь.
"Мероприятия такого уровня, как Евро-2012, не только помогают бизнесу компенсировать затраты на инвестиции, но и дают хороший старт для дальнейшего развития"
- В связи с чемпионатом вы дали зеленый свет гостиничному бизнесу: освободили от налогов, пообещали льготные кредиты. Но в масштабах государства это, можно сказать, единичные преференции...
- Неужели? А как же открывающиеся возможности для малого бизнеса, занятого в общепите, торговле? Разве крупный капитал будет заниматься фастфудами, сувенирной продукцией? Любые крупные мероприятия, а особенно такого уровня, как Евро-2012, не только помогают бизнесу компенсировать затраты на инвестиции, но и дают хороший старт для дальнейшего развития.
На недавнем форуме в Ялте я уже говорил, что каждой области Украины необходимо развивать собственные конкурентные преимущества. А государство обязано помогать им в этом. Каким образом? Организовывать те или иные мероприятия, которые могли бы поддержать регион. Например, Юго-Восток Украины - это промышленный центр. Значит, туда надо направлять бизнес, строить выставочные центры мирового уровня и проводить соответствующие форумы. Западные регионы привлекательны с точки зрения туризма. Но кто об этом знает, кроме украинцев? Поэтому государство должно постоянно инициировать европейские, мировые турниры, организовывать конференции и так далее. Повторяю: любые мероприятия с участием зарубежных гостей помогают бизнесу компенсировать затраты на инвестиции.
- Борис Викторович, окупятся ли затраты государства на подготовку к Евро-2012?
- Украина однозначно останется в плюсе, потому что из госбюджета у нас финансируется строительство всего двух стадионов: "Олимпийского" в Киеве и львовского. К сожалению, поиски инвестора для львовской арены успехом не увенчались. Поэтому пришлось выделить около 700 миллионов долларов. Ну а с "Олимпийским" все понятно - он имеет статус национального, поэтому и реконструируется за деньги государства.
Остальное - аэропорты, взлетно-посадочные полосы, дороги нужно было строить давным-давно, а не в связи с чемпионатом. Все гостиницы профинансируют частные инвесторы. Сейчас граждане Украины заняты на строительных работах, впоследствии они же будут обслуживать возведенные объекты. То есть речь идет о новых, гарантированных рабочих местах! Разве это не плюс? Вся инфраструктура, созданная к Евро-2012, после чемпионата будет обслуживать граждан Украины и туристов. Это убыток?
Недавно я побывал в Японии, где на Международной туристической выставке мы открывали украинский павильон. В Украину вернулся с полной уверенностью в том, что вскоре мы получим десятки тысяч японских туристов. А это одни из самых состоятельных людей в мире, и им необходимо обеспечить определенные условия пребывания.
Да, чтобы создать инфраструктуру мирового уровня, нужны огромные капиталовложения. Но иного пути у нас нет. С плановой моделью экономики, полученной в наследство от СССР, и с военно-промышленной инфраструктурой, которая была в ее основе, мы не сможем развиваться, не сможем стать успешной страной. Нужно вкладывать, вкладывать и вкладывать!