"Встречают по одежке"
Это избитое выражение полностью отображает особенности человеческой психологии. Все мы не в последнюю очередь обращаем внимание на свою и (в сравнении со своей), чужую внешность, зачастую оценивая разницу именно "по одежке". И это не упрек, а констатация факта. Уж такими нас создала природа. На первом месте - форма, а уж потом содержание. Однако провожают все же "по уму".
Конечно, нелепо проводить параллели между качеством формы и результатами команд, которые ее носят, а уж тем более искать закономерности триумфов и падений в названиях фирм-производителей, форму которых надевают футболисты, или же в цветовой гамме. Все зависит от вкусовых особенностей руководящего состава (иногда - от выгодных знакомств). И здесь, как говорится, на вкус и цвет товарища нет.
О чем можно говорить со всей определенностью, так это о том, что ни один клуб украинской высшей лиги (а наш дальнейший разговор пойдет именно о том, в чем выступает отечественная футбольная элита) не желает выглядеть на поле хуже или беднее оппонентов. В футболе, который с каждым днем все больше становится похож на шоу, внешний вид исполнителей имеет очень важное значение. Чем красивее "картинка", которую видят зрители на поле, тем чаще их тянет идти на стадион или включать телевизор. Естественно, при очень важном условии: на поле должны играть, а не мучаться на протяжении всех 90 минут. Но оставим непосредственно футбол в стороне и обратимся к внешнему виду команд.
О пользе симбиоза
Как в споре о том, что появилось на свет раньше - курица или яйцо, сложно однозначно утверждать, кто получает больше выгоды от заключения контракта - клуб или производитель. Здесь есть два основных варианта. Первый: чем именитее команда, тем, естественно, престижнее для торговой марки получить разрешение на нанесение своего лейбла на футбольную форму условно взятой "Барселоны" или "Ромы". И борьба в данном случае идет нешуточная, ведь удачная сделка обещает обернуться многомилионными барышами. Дополнительный стимул есть у развивающихся, но малоизвестных в мире фирм. Надеемся, что здесь объяснять ничего не нужно...
Вариант номер два. Команды победнее сами ищут возможность поудачнее "подсуетиться", чтобы подписать контракт с известными (иногда - в мировом масштабе, иногда - в рамках отдельно взятой страны) производителями. Финансовые вложения могут существенно помочь клубу в плане материального благополучия, что при удачном распределении средств на нужды, а также изрядной доле везения может повлиять на турнирные успехи.
Еще одним довольно удобным вариантом является сотрудничество "гномов" футбольного мира с какой-нибудь новой компанией, жаждущей признания. Обе стороны одинаково серьезно заинтересованы в своем прогрессе. Впрочем, при желании и буйной фантазии вариантов можно привести массу.
Что касается Украины, то оказалось, что контракты с фирмами-производителями (или их представителями в регионе) среди всех коллективов высшей лиги имеют немногие: киевское "Динамо", которое из года в год заключает соглашение с "Адидасом"; донецкий "Шахтер", старательно скрывающий условия своего договора, киевский ЦСКА, харьковский "Металлист", полтавская "Ворскла"... Остальные клубы ограничиваются закупкой комплектов у поставщиков, не обременяя себя составлением юридических документов. Незначительный штрих к портрету украинского футбола, который еще раз говорит о профессионализме.
Оригинальность вкусов
Если сравнивать Украину с развитыми европейскими державами, можно отметить отсутствие широкого выбора производителей и явное преимущество "Адидаса" (кстати, в ближайшее время собирается "переодеваться" в экипировку популярной немецкой компании и "Металлист"). Всего шесть фирм представлены на нашем футбольном рынке, пять из них имеют всемирную известность. Оригинально в данном случае поступила александрийская "Полиграфтехника", которая стараниями президента клуба Николая Лавренко приобрела в Германии у фирмы-партнера александрийского полиграфического комбината (Protachi) комплект формы, уже по ходу сезона сменив, видимо, приевшийся Lotto.
В остальном наши клубы проявляют консерватизм, если брать, конечно, во внимание разнообразие производителей. В Испании, например, нет явного лидера, а вкусы клубов распределились между девятью компаниями. В Италии разнобой и того похлеще - больше дюжины товарных знаков украшают майки коллективов Серии А, среди которых встречаются абсолютно неизвестные марки - Carman, Matiz, например.
В Украине дело обстоит гораздо более чинно. Практически половина коллективов носит Adidas. Если считать эту марку общенародной, своего рода "правящей", то явными "оппозиционерами" по отношению к данной фирме является ЦСКА. Киевские армейцы в нынешнем году подписали контракт с Nike, а до этого несколько лет подряд играли в форме Puma. Придерживается традиций донецкий "Металлург", не первый год отдавая предпочтение Umbro. Уже давненько не одевается в Adidas "Кривбасс", изменил "трем полоскам" и мариупольский "Металлург".
Белый, серый, голубой - выбирай себе любой
Не наблюдается особого изыска и в расцветках. По большей части все обходятся стандартными цветами - белым, синим, зеленым, красным, черным. Впрочем, упрекать руководство клубов за подобную "узость взглядов" не стоит: все же у клубов есть определенные традиции, которые следует соблюдать. Как, скажем, "Динамо" или "Днепр" могут изменить своим бело-голубым цветам или, например, нанести рисунок на футболки в виде клеточек, как у "Боавишты"?
Здесь, наверное, следует говорить об отсутствии фантазии у основателей клубов, которые образовывались во времена союзной уравниловки. Тогда не только цвета, но и названия команд не очень отличались. Наследство в этом плане нам досталось, прямо скажем, не самое богатое.
Впрочем, некоторые команды пытаются уйти от принятых в нашей стране стандартов. Вспомните "Ворсклу" с ее горизонтальными зелеными полосами на белом фоне, "Кривбасс" с большими желто-черными четвертинками на груди и спине, красно-сине-белый ЦСКА прошлогоднего образца. Сейчас к ним добавилась "Полиграфтехника", закупившая "пиратский" вариант формы с преобладанием черного и серого тонов, несмотря на то, что официальные цвета клуба - желто-зеленые.
Да и критиковать за скудность цветовой гаммы, считаю, несправедливо. Ведь, как говорится, встречают по одежке, а провожают-то - по уму! Главное - не форма, а содержание. Да и в форме-то важно скорее не то, насколько яркая расцветка и чем отличается от других, а качество. И здесь, стоит отметить, жаловаться грешно. Времена, когда команды высшей украинской лиги одевались как придется, канули в Лету. Сегодня все стараются повыгоднее преподнести свою клубную "конфетку", надеть на нее одежку покрасивее и посолиднее, чтобы хотя бы по этому поводу не краснеть за своих подопечных.
Национальные традиции
Несложно заметить, что, в основном, команды в различных странах отдают предпочтение национальным фирмам-производителям. Например, немцы традиционно выбирают Adidas, англичане - Umbro, итальянцы - Lotto, Kappa и Diadora, испанцы - Jorma, Kelme и Astore. А вот сборные этих государств неодинаковы в своем выборе: немцы, англичане и итальянцы стараются не изменять родным и традиционным маркам, а французы и испанцы избрали зарубежного производителя. Украина и Россия, экономика которых пока не в состоянии обеспечивать свои национальные команды экипировкой должного качества, также прибегают к зарубежной помощи. Кстати, с нашим восточным соседом ситуация очень интересная: сборная страны одета в Reebok, а среди клубов эта фирма спросом не пользуется.
Да, к сожалению, Украина пока не имеет производителей, которые могли бы на равных соперничать с признанными лидерами в этой отрасли. Хотя, фирмы, выпускающие экипировку, есть. На первом месте среди них, безусловно, находится Practic - львовская компания. Прогрессирующий производитель, который одевает в свою продукцию многие команды первой и второй лиг, футзальные коллективы, детско-юношеские клубы. А сейчас эта фирма на подходе к тому, чтобы значительно расширить сферу распространения. По крайней мере, насколько известно "КОМАНДЕ", в стадии разработки находится совместный проект с футбольным клубом "Карпаты", вторая и третья команды которого уже одеты в Practic. Не исключено, что и коллективы, выступающие в высшей лиге, вскоре наденут качественную отечественную экипировку.