Родился: 23 октября 1961 г. в Испании.
Клубы: "Атлетик" Бильбао, "Барселона", "Валенсия" (Испания).
Какими бы разными ни были в жизни и на футбольном поле вратарь Андони Субисаррета и нападающий Хулио Салинас, у них очень много общего. И тот и другой родились в Эускади (Стране басков): Субисаррета - в Витории, Салинас - в Бильбао. Каждый из них в разное время прошел через "Алавес", "Атлетик" и "Барселону", находясь в этих клубах на ведущих ролях. Значительное влияние на развитие карьеры этих фуболистов оказал Хавьер Клементе, благодарность по отношению к которому они испытывают до сих пор. Наконец, и Субисаррета, и Салинас, судя по всему, смогли найти свое место в новой жизни, которая оказалась тесно связанной с их прошлым. Баски ушли из футбола, баски вернулись в футбол.
Андони Субисаррета - один из немногих игроков в современной истории, принимавших участие в четырех подряд чемпионатах мира. Частями его футбольной вселенной были "Алавес", "Атлетик", "Барселона" и "Валенсия", но наиболее яркие моменты карьеры Субисарреты связаны со сборной Испании. В ее составе он дебютировал на Евро-84, проходившем во Франции, и 14 лет спустя здесь же, на чемпионате мира 1998 года, завершил свою карьеру в 36-летнем возрасте и в ранге капитана национальной команды. За его спиной остались 4 Мундиаля, 126 матчей за сборную, куча нелепых ошибок и еще больше невообразимых "сэйвов".
За свою карьеру он шесть раз становился чемпионом Испании, трижды выигрывал Кубок и Суперкубок страны, по одному разу - Лигу чемпионов и Кубок кубков. О своем решении повесить бутсы на гвоздь Суби объявил после матча чемпионата Испании-97/98 между "Валенсией" и "Тенерифе": "Я сыграю на чемпионате мира, а затем уйду из футбола". Правда, момент прощания мог настать раньше, и отнюдь не по его собственному желанию. За два месяца до начала ЧМ-98 на одной из тренировок Субисаррета получил травму ноги, которая вполне могла поставить преждевременный крест на его карьере. В итоге все обошлось, но на этом прервалась одна из его знаменитых серий: 72 матча подряд без замен в чемпионатах Испании.
Вообще со дня своего появления в "Валенсии" в сезоне-94/95 и до того эпизода он пропустил только четыре игры за четыре года. Справедливости ради надо заметить, что красивого ухода из большого футбола у Субисарреты не получилось. Получился крайне неуклюжий. За 17 минут до финального свистка матча группового этапа против Нигерии испанцы вели в счете 2:1, и казалось, что ничто уже не сможет помешать им одержать победу. Однако несуразная ошибка Субисарреты, срезавшего в сетку мяч, пущенный нигерийцем Лавалем вдоль ворот, перевернула все с ног на голову. А затем Олисе неотразимо пробил в угол, отправив Испанию сперва бодаться с упрямым Парагваем, а затем вымещать нерастраченную спортивную злость на Болгарии. И хотя в двух этих матчах Суби пропустил только один мяч, а его команда взяла 4 очка из 6 возможных, этого оказалось недостаточно для выхода в 1/8 финала.
После окончания ЧМ-98 Субисаррета принял решение вернуться на родину, в Страну басков, откуда он уехал еще в 1986 году. Некоторое время ему потребовалось на то, чтобы адаптироваться к жизни в Эускади, за которой он имел возможность наблюдать только со стороны, но постоянно ощущал неразрывную связь с ней: "Я чувствовал и чувствую себя баском. Баском прежде всего". Тогда Суби еще не знал, останется он в мире футбола или же займется другим родом деятельности, благо выбор у него был довольно богатый. За время, прошедшее с момента его ухода, экс-капитан сборной Испании работал в Испанской федерации футбола; он же представлял кандидатуру своей страны на выборах страны - организатора ЧЕ-2004. Для сравнения: на аналогичном мероприятии, посвященном определению места проведения ЧМ-2006, Англию "продвигал" Бобби Чарльтон, а Германию - Франц Беккенбауэр, культовые фигуры для этих стран. При этом Субисаррета успевал выступать на радио и телевидении в качестве эксперта и комментатора футбольных матчей. В дальнейшем вратарь-рекордсмен исполнял обязанности советника при Олимпийском стадионе в "Севилье", занимаясь изучением инфраструктуры, организацией коммерческих турниров и привлечением рекламодателей.
К числу его достижений можно отнести проведение в Севилье финала Кубка Испании-2001 между "Сельтой" и "Сарагосой". Говорят, что не обошлось без его связей в федерации футбола, но слухи так и остались слухами. Некоторых недоброжелателей возмущал еще и тот факт, что он практически не жил в этом городе, что, впрочем, не мешало ему справляться со своими обязанностями. Возможно, Субисаррете больше бы подошла роль тренера вратарей, но возглавивший "Атлетик" Юпп Хайнкесс привез с собой своего соотечественника Вольфганга Юнганса, в свое время работавшего в "Баварии". Кстати, Суби придерживается мнения, что с введением новых правил роль вратаря в команде уменьшилась, хотя по-прежнему требует уверенности в своих силах и психологической устойчивости: "Вратарь не должен думать о том, что если он ошибется в это воскресенье, то в следующее сядет на скамейку запасных".
Президент "Атлетика" Хавьер Уриа считает Субисаррету краеугольным камнем своего нового проекта и оставляет за ним всю полноту власти в его области. Бывший вратарь сборной Испании выполняет функции связующего звена между первой командой и прочими категориями "Атлетика" и старается сделать все для того, чтобы они развивались в одном направлении, танцевали один танец. В круг обязанностей Субисарреты также входит участие в принятии решений по поводу покупки-продажи тех или иных игроков, и последнее слово в этих вопросах будет именно за ним: "Юпп сообщил мне о своих запросах, и я буду иметь их в виду, так как мы хотим работать слаженно, плечо к плечу. Но я не собираюсь допускать распространенной ошибки, советуя тренеру, что он, на мой взгляд, должен делать с командой".
Новый спортивный директор "Атлетика" заявил, что будет придерживаться "исторической линии", но при этом собирается доказать скептикам, считающим клубную политику ограниченной, что даже оставаясь в Бильбао, можно не знать границ. Известно, что "Атлетик" традиционно не приглашает в свои ряды не только иностранцев, но и испанцев. "Только баски" - такой девиз в пору начертать на клубном гербе. Однако басков предостаточно по всему миру; в одной лишь Аргентине насчитывается порядка трех миллионов человек с баскскими корнями, пусть даже в третьем или четвертом поколении. Субисаррета убедил руководство клуба обратить свой взор на южноамериканский континент и отправился в качестве первооткрывателя в Буэнос-Айрес и Сантьяго, где провел встречи с представителями "Бока Хуниорс", "Ривер Плейта", "Архентинос Хуниорс", "Коло-Коло" и "Универсидад де Чиле". И как оказалось, на южноамериканском континенте у "Атлетика" довольно много преданных поклонников, которые живо интересуются делами, происходящими в Бильбао, и не чувствуют себя оторванными от баскской культуры.
Субисаррету многие уже называют баскским Вальдано, намекая на то, что он выполняет практически все те же самые функции и обязанности, что и аргентинец в "Реале". Сам Суби считает, что по сравнению с Вальдано у него есть одно большое преимущество: "Для поиска и просмотра игроков мне достаточно машины, тогда как Хорхе в основном приходится летать на самолете и проводить большую часть времени в разъездах. Можно сказать, что Хорхе был первопроходцем, но в отличие от него я сконцентрирован только на футбольных вопросах. Тем не менее у нас много общего - хотя бы то, что мы выполняем одну и ту же работу. Правда, он делает все для того, чтобы сделать более сильным "Реал", а я - "Атлетик".
источник:
09.06.2004
|
|