Фанаты уже давно стали непосредственными участниками футбольного действа. Как и футболисты или тренеры, они тоже могут влиять на события, происходящие на поле, и на результаты матчей. Причем нередко самым негативным образом, что лишний раз продемонстрировали на днях поклонники итальянского «Интера», сорвавшие игру Лиги чемпионов с «Миланом».
У нас до таких крайностей футбольные страсти пока не доходили, однако и многих российских фанатов не назовешь, мягко говоря, примером для подражания. О том, что происходит с фандвижением в России сейчас, попытались разобраться «Новые Известия».
Отечественный футбольный фанатизм зародился во второй половине 70-х годов. Считается, что первые организованные группы фанатов появились у московского «Спартака» в 1977 году, а первое упоминание о болельщике, который пришел на матч чемпионата страны в клубном шарфе, относится аж к 1972 году.
В те годы законодателями моды в футболе были англичане. На европейской арене блистали «Ливерпуль» и «Ноттингем Форест», а одно лишь упоминание об английских футбольных хулиганах наводило ужас на весь Старый Свет. О жесткости, мощи и силе британских фанов в нашей стране ходили легенды. В Москве появлялись даже небольшие самиздатовские брошюрки, рассказывающие о «подвигах» хулиганов с Туманного Альбиона. Многие у нас мечтали подражать грозным британцам. В начале 80-х советская милиция вплотную взялась за фанатов. Молодые люди в клубных шарфах (на фанатском языке – «розах») сразу вызвали подозрение у представителей органов правопорядка. Во время матчей болельщикам запрещалось не только выкрикивать речевки, распевать песни, но и просто аплодировать, бурно проявлять свои эмоции. Наши власти пытались превратить стадион в консерваторию, а болельщиков – в слушателей симфонического концерта.
Война столиц
С началом перестройки ситуация начала резко меняться и на этом фронте. Практически все клубы союзной высшей лиги обзавелись фанатскими группировками. Фаны ездили за своей командой по всей стране, не жалея на это времени и денег. Однако распад СССР больно ударил по фандвижению. Уровень российского первенства на первых порах болельщиков явно не впечатлял. Вместо Киева или Вильнюса надо было ехать в Камышин или Находку. Поэтому многие «старые» фанаты в тот момент ушли со стадионов. В фанатском движении произошла естественная смена поколений, вызванная изменившейся экономической и политической ситуацией в стране.
Новый всплеск футбольного фанатизма относится ко второй половине 90-х годов. Наиболее крупными и влиятельными стали считаться фанатские и хулиганские группировки «Спартака», ЦСКА и «Динамо». Фанатизм ушел и на периферию. Сейчас он активно развивается в таких небольших городах, как, например, Орел, Тула, Владимир. Периферийные фанаты копировали опыт москвичей, в то время как сами москвичи в основном ориентировались на англичан. Понемногу само боление на стадионе уходило на второй план. По примеру английских фанатов многие их российские последователи сконцентрировались на так называемом околофутбольном хулиганизме. Другими словами, часть молодых людей, называвших себя футбольными фанатами, перестала ходить на стадион, ограничиваясь выяснением отношений с представителями вражеского лагеря где-то на его подступах. Фанаты уже не столько поддерживали свою команду на трибунах, сколько старались устроить беспорядки и таким образом заявить о себе.
В 1998 году в фанатской жизни страны состоялось событие, имевшее большой резонанс в болельщицкой среде. В том сезоне сборная России попала в одну отборочную группу со сборной Украины. Поддержать национальную команду в Киеве посчитали делом чести фанаты со всех уголков нашей страны. Произошло стихийное объединение российских фангруппировок против общего врага – украинских националистов, которые обещали устроить нашим болельщикам в Киеве «веселую жизнь». Лишь питерские фанаты не поддались тогда общему порыву и не отправились на Украину. По крайней мере, они никак не продемонстрировали своего присутствия у соседей. После этого случая отношение к болельщикам из Санкт-Петербурга во многих российских городах, а особенно в Москве, стало, мягко говоря, настороженным. В мае 2000 года в центре Питера в результате крупной фанатской разборки между сторонниками «Зенита» и московского «Динамо» погиб человек. Жертвой кровавой драки стал 15-летний петербуржец Виталий Петухов. После того случая
Апрель 2005 г. Итальянские фанаты сорвали матч Лиги чемпионов «Интер» – «Милан».
отношения фанатов двух столиц стали уже откровенно воинственными.
Тинейджеры и ортодоксы
Можно сказать, что русский футбольный фанатизм со временем разделился на два основных вида – московский и питерский. Впрочем, есть еще и менее заметный – провинциальный. Хотя существует одна идея, которая объединяет представителей всех трех направлений. Дело в том, что приблизительно 90% фанатов крайне неприязненно и даже враждебно относятся к кавказцам, проживающим в Москве и других городах России. Их девиз – «Россия для русских». Московские фанаты добавляют: «Москва для москвичей».
Нынешние фанаты – это главным образом молодые люди до 30 лет. Причем основная масса, конечно, тинейджеры. После армии или получения диплома о высшем образовании многие из них забывают о фанатизме, обзаводятся семьей, престижной работой. К сожалению или к счастью, но российский фанатизм лишен давних традиций. Это в Англии за команду болеют целыми районами, и «боление» никак не зависит от возраста и социального статуса болельщика. У нас, скажем, взрослые люди и рады, может быть, как в юности, «пошизить» на трибунах, но это чревато нехорошими последствиями. Поэтому футбольный фанатизм – прежде всего удел школьников и студентов. Более состоятельные и респектабельные болельщики предпочитают не вмешиваться в «дела» молодежи. Впрочем, в фанатской среде встречаются и ортодоксы – юристы, экономисты, журналисты... Есть даже реставратор. Батя (его прозвище) – человек известный. Общаясь с ним, никогда не скажешь, что футбольные фанаты – ограниченные, примитивные люди. Еще один знаменитый фанат является владельцем культового футбольного бара. Лет десять назад вся фанатская Москва знала легендарного «спартача» Вадима по прозвищу Сироп. Теперь он посещает футбольные матчи в качестве... фотографа. И к его услугам обращаются многие клубы и спортивные редакции.
Сейчас наиболее известны следующие фанатские группировки: спартаковские «Команда Флинта» и «Заводные апельсины», армейская бригада «Красно-синие воины», динамовская «Патриоты» и питерская «Невский фронт». По общей численности фанатов на первом месте находится ЦСКА. И именно армейские хулиганы держат пальму первенства во многих разборках. «Спартачи» только-только оживают после кризиса последних лет, когда их любимый клуб утратил ведущие позиции в отечественном футболе. Увеличение числа болельщиков «Динамо» связано с успехами хоккейного клуба. В Питере много группировок и помимо «Невского фронта», однако все они единогласно поддерживают «Зенит».
Черный список милиции
Неотъемлемая часть фанатской жизни – выезды за своей командой в другие города. К примеру, для московских фанатов наиболее сложными считаются «командировки» в Питер, Ярославль и Ростов. Все они входят в разряд так называемых экстремальных. Причем в городах на Волге и Дону столичные болельщики сталкиваются не только с агрессивным поведением местных поклонников футбола, но и с крайне жесткими действиями милиции. В Ярославле, например, москвичей не раз поливали водой из пожарных машин. В Ростове вообще, кажется, объявили настоящую войну приезжим фанатам.
На недавний матч «Ростова» со «Спартаком» местные блюстители порядка не пустили на трибуны около 70 «спартачей», заявив тем, что их места заняты работниками милиции, а потом еще и отдубасили недовольных («НИ» подробно сообщали об этом инциденте 13 апреля). Весть о ростовском «беспределе» уже разнеслась по стране. К слову, горячий прием там обещали и болельщикам ЦСКА, «Динамо» и «Зенита». А вот Самара, наоборот, считается гостеприимным городом. Здесь футбол любят больше, чем драки и стычки. Фанаты со стажем с ностальгией вспоминают и Калининград, который когда-то делегировал в высшую лигу «Балтику». Даже хулиганы считают бывший Кенигсберг очень культурным местом.
Взаимоотношения с милицией – безусловно, важнейшая сторона фанатской жизни. Тем более что в последнее время участились случаи, когда в результате столкновений футбольных фанатов люди получали серьезные телесные повреждения, в том числе с угрозой для жизни. Так, в мае прошлого года в результате драки фанатов «Динамо» и «Спартака» один из сторонников красно-белых получил сильный удар битой в голове. Несколько дней он находился в коме и только чудом остался жив. По данному факту было возбуждено уголовное дело. Виновные пока не найдены, но после тех
Перед матчем фанату надо пройти обязательную процедуру обыска.
событий на проспекте Мира столичная милиция ужесточила меры по борьбе с хулиганами. Наиболее «отличившихся» заносят в черный список. Правда, по-прежнему нарушители редко попадают в суд. В прошлом году только по двум эпизодам были возбуждены уголовные дела, но раньше на бесчинства фанатов правоохранительные органы вообще закрывали глаза, предпочитая не замечать опасное явление. В этом году возбуждено только одно дело – по факту хулиганских действий перед матчем «Зенит» – «Динамо». Вместе с тем милиция уже внимательно следит за публикациями на различных фанатских сайтах в Интернете.
Многие подобные порталы находятся, можно сказать, «под колпаком». Неудивительно, что некоторые из них, публиковавшие отчеты о «подвигах» футбольных хулиганов, стали закрываться. Да и сами фанаты стараются не афишировать свою принадлежность к той или иной группировке. Зачастую теперь по дороге на стадион фаны тщательно прячут даже знаки отличия.
Так же скрытно они ведут себя и в моменты проведения боевых операций. Ведь их успех напрямую зависит от внезапности, неожиданности как для противника, так и для милиции. Поэтому сейчас на «дело» фанаты предпочитают ходить в обычной экипировке, не выделяясь из толпы. Кстати, для проведения операций нынче используются самые современные средства связи, включая Интернет и мобильные телефоны.
Накануне матчей по Москве активно передвигаются «скауты», то есть разведчики. Их задача – вычислить неприятеля и сообщить информацию в «штаб». Затем в дело вступают опытные и проверенные бойцы, которые в считанные минуты проводят свою «акцию», внезапно нанося сопернику разящий удар. Подобные стычки могут происходить как непосредственно перед самим стадионом, так и в метро, и на прилегающих к спортивным аренам улицах и площадях. Как правило, эти акции носят хорошо организованный, четко спланированный характер. Например, участники подобных нападений заранее продумывают пути отступления.
От крови к перформансу
К сожалению, сейчас для выяснения отношений часто идут в ход ножи, заточки, бейсбольные биты, металлические прутья, арматура. В этом году в Санкт-Петербурге несколько болельщиков «Динамо» получили ножевые ранения в столкновении на Биржевой площади. Такая ситуация очень беспокоит лидеров фанатских движений, которые почти единогласно выступают против использования оружия. Однако не все фанаты следуют неписаному «кодексу чести». Многие стремятся к максимальной жестокости и большому числу жертв, считая, что таким образом очень точно копируют своих английских коллег. Но на самом деле фанатское движение меняется и в самой Англии. Там уже пытаются отказаться от околофутбольного хулиганизма, превратив боление в своеобразный перформанс, то есть театрализованное представление с песнями, речовками, флагами, баннерами, барабанным боем. По этому пути не прочь пойти и некоторые российские фангруппировки. Все-таки уровень российского первенства пусть и медленно, но растет. Футбол становится интересен как зрелище.
Сейчас перед каждым матчем проводится милицейское совещание, на которое в профилактических целях обычно приглашают лидеров фанатов. Одних уговаривают, с другими договариваются, а третьих просто запугивают. В самих футбольных клубах тоже работают с фанатами, нередко заключают с ними соглашение, предоставляют фанатские абонементы по льготным ценам, автобусы для поездки на гостевые матчи, а в ответ болельщики не вырывают с корнем пластиковые сиденья, не бросают в игроков файеры и петарды, не пытаются выбежать на поле.
Правда, нельзя сказать, что отношения между фанатами и клубами безоблачные. Хотя надо признать, кресла действительно ломать стали меньше. Зато теперь фаны все активнее стараются влиять на политику команд, которые они поддерживают. В прошлом году акции спартаковских фанатов оказали косвенное воздействие на отставку президента клуба Андрея Червиченко. Протестовали против своего клубного руководства и динамовские фанаты, возмущенные высокими ценами на билеты, слабой игрой и результатами команды. На матчи «Динамо» приходили ребята в футболках с надписью, адресованной генеральному директору бело-голубых: «Уберите Заварзина!» В итоге были резко снижены цены на билеты, клуб начал хоть как-то участвовать в жизни своих поклонников. Так что можно сказать, фанаты действительно становятся реальной силой, с которой уже приходится считаться.
источник:
|
|