На тропу клубных турниров Европы львовяне вернулись лишь через 23 года после своего боевого крещения со "Стяуа" в далеком семидесятом, став участниками все того же Кубка обладателей кубков. Тогда жребий выбрал "Карпатам" в соперники на предварительном этапе ирландский "Шелбурн", к слову, годом ранее битый в Лиге чемпионов другим посланником независимой Украины - "Таврией" (Симферополь). Несмотря на сей печальный опыт, делегаты страны кельтов, чьи имена абсолютно ничего не говорили широкой аудитории, в канун первого поединка во Львове бросались кичливыми заявлениями о том, что их по видимости ожидает легкий вояж. К своей чести, львовские игроки у себя дома сумели щелкнуть по высоко задранным носам ирландцев, одержав минимальную победу. Однако в следующую стадию евротурнира "Карпаты" по сумме двух матчей пройти не смогли, как и почти четверть века тому назад.
Стереотип восприятия, сложившийся после распада СССР, выносил на задворки украинский футбол в целом, и команду Львова в частности. Ореол "Карпат" основательно померк и в самом бывшем Союзе. Но ведь существовал период, когда львовские клубы котировались где-то рядом с грандами из Центральной и Восточной Европы. Вообще, корни этой игры на территории между реками Збруч и Сан уходят в глубокий исторический пласт.
Первые футбольные матчи во Львове состоялись во времена австро-венгерского владычества, когда город носил название Лемберг. А в чемпионате довоенной Польши административный центр Восточной Галиции представляли целые четыре команды, одна из которых - "Погонь" - в 20-30-х годах четырежды выигрывала национальное первенство и еще трижды была вице-чемпионом. Здесь появился на свет известный всему миру Казимеж Гурский - непревзойденный в польском футболе тренер, начавший свой путь с амплуа форварда местных "Чорни" и "Динамо". На перрон под аркой-перекрытием львовского железнодорожного вокзала высаживались десанты лучших клубов Праги, Будапешта и Вены, перед коими в ту пору трепетала вся остальная футбольная Европа. Львовяне, впрочем, нередко брали верх над грозными соперниками, в том числе на их стадионах. Окраинное положение в составе различных государств, постоянное чувство военной опасности, извечная борьба за самобытность, выковали тот особый дух, который вел игроков, словно солдат на поле битвы. Одновременно футбол, как выразились бы ученые мужи, выполнял функцию гаранта социальной стабильности.
Нелишне вспомнить, что данный регион еще несколько лет после того, как в перестрелке с частями НКВД погиб на окраине Львова командир крупного соединения повстанцев генерал Тарас Чупринка, продолжал оставаться чрезвычайно неспокойным - вплоть до середины 50-х. На этом фоне оживший интерес к действу на зеленых полях с белой разметкой выглядел несомненным признаком возрастания толерантности к власти Кремля. А визиты своеобычных львовских команд куда-нибудь в Горький или Ярославль смягчали в умах тамошней публики имидж запада Украины как некой "Вандеи", где всечасно таят камень за спиной. Всякий же, кому доводилось лучше познакомиться со Львовом, не мог для себя не отметить, что народонаселение там, в своем большинстве нутром не воспринявшее устоев принесенного на штыках социализма, тем не менее, к России и русским сохранило далеко неоднозначное отношение.
Показательно, что футбольный коллектив Прикарпатского военного округа - СКА, который учредили взамен профсоюзного "Спартака", в свое время пользовался горячей любовью, хотя в нем выступало много заезжих игроков-однодневок, а его тренерами в основном были москвичи. Этот клуб продолжил традицию армейского футбола, чей институт во Львове до войны воплощала собой "Легия". Но в результате того, как по воле чиновников возник симбиоз СКА "Карпаты", трансформированный в филиал московских армейцев, численность зрителей на его домашних поединках таяла от сезона к сезону, пока не истончилась до смехотворного показателя - 300 человек. Аббревиатура, приданная к имени "профспiлковой" команды, сделала ту подновленную ячейку мастеров мяча для города чуждой, пусть поначалу она выбивалась в триумвират лидеров первой лиги СССР, и в ней блистали, такие коренные выдвиженцы, как Юрчишин, Кухлевский, Татарчук, Тищенко и Гамалий. Однако роль "конкурирующей фирмы" СКА в деле возмужания "Карпат" 60-х была колоссальной. Среди тех, из кого скомпоновался постепенно ставший на Львовщине самым популярным ансамбль, немало выходцев из местной "воинской шинели"; это, прежде всего - Басалик, Валионта, Грещак и Данильчук.
Отцом-основателем клуба считается директор завода "Львовсельмаш" Калиниченко, на предприятии которого и родилась та команда, быстро пошедшая в гору. Летопись официальных встреч "Карпаты" ведут с игры дома против гомельского "Локомотива" 21 апреля 1963-го, когда их реестр забитых мячей открыл единственным победным голом на 26-й минуте нападающий Анатолий Крощенко - выпускник дубля "Динамо" (Киев). А четыре месяца спустя - 18 августа, болельщики впервые заполнили чашу нового стадиона "Дружба", коему была предначертана поистине слава западноукраинской "Мараканы".
источник:
|
|