Родился 16 февраля в подмосковном городе Одинцово. Один из сильнейших центральных защитников советского футбола второй половины 50-х годов. Начал играть шестилетним мальчишкой в непримиримых московских дворовых баталиях. Первыми футбольными учителями были три старших брата. Они также вполне могли бы стать хорошими футболистами, но не вернулись с фронта. Когда семья Крыжевских (именно так правильно пишется его фамилия, а вовсе не Крижевский - это ее русифицировали) эвакуировалась в Куйбышев (ныне Самара), юноша работал на заводе, но не забывал и о любимом виде спорта, играя за команду местного ремесленного училища, а потом завода - причем в зависимости от обстоятельств действовал на любых позициях, в том числе и посту № 1. На не по годам виртуозную игру молодого футболиста было любо-дорого смотреть, но в то время стране было не до футбола. Лишь в 20-летнем возрасте он был приглашен в местные "Крылья Советов".
Имя Крыжевского стало известно широкому кругу болельщиков, когда он начал выступать в команде ВВС. Именно здесь проявился его талант классного центрального защитника. Он был оплотом обороны и капитаном команды, организованной Василием Сталиным. Но в 1952 году команда летчиков прекратила свое существование, и, поиграв полгода за МВО, Константин связал свою дальнейшую футбольную жизнь с московским "Динамо". Там он стал стержневым игроком защитной линии. Во многом благодаря Крыжевскому оборона команды была в то время сильнейшей в стране, что всецело подтверждается четырьмя чемпионскими званиями (1954, 1955, 1957,1959), Кубком СССР1953 года, двумя серебряными и одной бронзовой медалью. Он с успехом единоборствовал с лучшими советскими форвардами того времени. Его класс игры в обороне хорошо прочувствовали и форварды киевского "Динамо" того времени...
В чемпионатах СССР Крыжевский провел 274 матча, был капитаном "Динамо". В сборной СССР отыграл 23 матча, дебютировав как игрок ВВС в 1952 году на ОИ-52. На ЧМ-58 участвовал во всех пяти матчах советской сборной. Лев Яшин: "Крыжевский - это надежно. За ним, как за каменной стеной. Знал свой маневр в любой игровой ситуации. Богатая интуиция. Железный характер. Лучшего и не надо".
За заслуги и успехи на поприще футбола награжден орденом "Знак Почета". Долгие годы Константин Станиславович работал тренером в клубных командах московского "Динамо". Умер в ноябре 2000 года, совсем немного не дожив до своего юбилея.
Николай Старостин: "Звезды большого футбола": "Правого защитника вначале играл Анатолий Родионов, затем Владимир Кесарев; центрального Константин Крыжевский и левого - Борис Кузнецов.
Каждый из этой тройки был самобытен...".
Михаил Якушин, "Вечная тайна футбола": "Сильнейшей у нас (московского "Динамо". - Ред.), конечно, в то время была линия обороны, которая в полном составе вошла в сборную СССР на чемпионате мира 1958 года. В центре ее располагался самый опытный наш футболист Константин Крыжевский, футболист акробатического склада, "летающий защитник", как его называли за то, что он то и дело в падении головой или в прыжках через себя ногой отбивал мячи. Шло это, кстати, от того, что он несколько медлил при атаке нападающего. Когда же нападающий, приняв мяч, уходил, Крыжевский, надо отдать ему должное, не жалел себя, ликвидируя опасность".
Андрей Старостин, "Большой футбол": "Однажды на тренировке сборной команды я увидел стройную фигуру спортсмена на месте вратаря. Присматривался с трибуны, никак не разгадаю, кто это?
Вот мяч после сильного удара низко над землей летит в угол ворот. Вратарь бросается "ласточкой" и отбивает его... головой!
- Костя, держи еще! - кричат вратарю бьющие футболисты. И таинственный Костя продолжает с легкостью гимнаста бросать свое тело из одного угла ворот в другой.
Ба! Да ведь это Крыжевский, узнаю я, наконец, летающего спортсмена. Оказывается, он тренируется в воротах на случай, если в Швеции во время игры вдруг выбьют Яшина. Правила чемпионата жесткие: даже вратаря заменять нельзя.
Оказывается, Крыжевский еще в юности, когда он работал электромонтером на заводе Куйбышева, выступал за заводскую команду в роли вратаря.
Ну что же, тренировка - на любом месте тренировка: она никогда не помешает. А Крыжевский и в своем основном амплуа играет своеобразно. Его игра подчас напоминает разминку опытного акробата. Вот в матче на первенство страны прострельный удар вдоль ворот, кажется, гол неминуем: форварду остается подставить только ногу. Но не тут-то было! Вдруг вытянутое, как стрела, тело в горизонтальном полете устремляется к мячу. Мяч отбит. А спортсмен, уже сжавшись в клубок, делает по инерции несколько кульбитов - как есть перекати-поле.
Или другой момент. Мяч летит высоко, у ворот создается опасность. Сейчас форвард набежит и головой забьет гол. Но прыжок Крыжевского, резкое движение ногами - "ножницы", и мяч на высоте двух метров сильным ударом отсылается далеко за пределы опасной зоны.
Трюкачество? Нет. Эти приемы используются Крыжевским только в критические моменты, когда другого выхода нет.
Крыжевский - стержень обороны команды и организатор ее защитных действий. Он "хозяин" своего участка. Ни один форвард не пройдет в штрафную площадку, не встретив на своем пути Крыжевского.
У него есть недостаток: Крыжевский - левша. Его правая нога не так послушна, как левая. Но есть ли футболист без единого недостатка?".
И в самом деле - есть?!
Использован материал из еженедельника "Футбол"
22.03.2003
|
|