Родился: 20.06.1942 в Баку.
Клубы: "Нефтяник" Баку (1961-70), "Арарат" Ереван (1971-75).
В чемпионатах СССР 370 матчей, 129 голов.
Место Маркарова в футболе - линия, где расходятся вкусы. Она невидимая. Те, кто находится по сторонам, временами, под давлением колебаний ситуации, перешагивают ее, делая вынужденные уступки. Но ненадолго, потом расходятся каждый на свою половину. Футбол изучен вдоль и поперек, известны все его многочисленные слагаемые. И плохая игра и хорошая, и победа, и поражение тут же обрастают тысячью аргументов, любой из которых имеет право на существование. Однако всеобщая эрудиция не в силах сладить с симпатиями к тому или иному игроку, к характеру игры той или иной команды. Форвард забивает, он душа команды, а кто-то упрямо талдычит: "Не нравится, не в моем вкусе..." Команда играет красиво, сноровисто, лидирует, и опять-таки доносится голос: "Несерьезно, ненадежно, легковесно..." Хоть разбейся, ничего не докажешь, вкус, он ведь характеризует не только предмет спора, но и самих спорщиков.
К Маркарову судьба была благосклонна. Сын Артема Маркарова, известного бакинского футболиста, он с первых детских шагов оказался в чарующем мире игры: семья, двор, стадион, где отец работал тренером. И все получалось у мальчика, влюбленного в мяч. Всему, что можно делать одному, он научился сызмальства. Юнцом его приметил Б.Аркадьев и взял в "Нефтчи", преподал ему уроки игры с партнерами, определил его в центрфорварды. И опять все стало получаться. Рядом был Юрий Кузнецов, один из выдающихся диспетчеров, человек, наделенный не просто, тактическим разумом и совершенным пасом, а еще и отцовским попечением об игроках передней линии.
Позже Маркаров и сам испытал удовольствие от игры в стиле Кузнецова, когда центрфорвардом в "Нефтчи" стал Банишевский, а на фланге был Казбек Туаев. Но Маркарова в отличие от Кузнецова постоянно манили к себе ворота, он никогда не довольствовался ролью подыгрывающего, все его блуждания, маневры, финты кончались рывком и ударом.
Потом, как водится, стал он замечать на себе косые взгляды: "Уже не тот, 29..." И перешел в "Арарат".
Этот клуб того же стиля, что и "Нефтчи", техничного, комбинационного, и Маркаров чувствовал себя как рыба в воде. Но было и отличие. "Арарат", испытав на себе влияние тренеров А. Пономарева, Н. Глебова, Н. Симо-няна, постигал науку командной, волевой игры, постепенно выходил в лидеры. Маркарову снова повезло с партнерами по атаке: Аркадий Андриасян, Левой Иштоян, Николай Казарян, Оганес Заназанян - все в расцвете сил, все жаждущие себя показать, все "технари" да еще прошедшие школу тактики московских тренеров. Маркаров среди них был старшим. Его это устраивало, да и их тоже. Он вел игру, встречавшую полное понимание. Вместе с "Араратом" Маркаров стал чемпионом, дважды выигрывал Кубок, а самое главное - поиграл на виду, команда тогда всем нравилась.
Даже в самом кратком изложении получается биография лучше некуда. Маркаров ведь не просто блистал, поигрывал, производил впечатление, покорял аудиторию - он привел еще и те доказательства, против которых спорить не принято: 129 мячей в чемпионатах страны - шестой (!) результат в нашем футболе.
Вопреки всему этому, Маркаров имел половинное признание. Никто не ставил под сомнение его искусство обращения с мячом, соглашались, что он из виртуозов. Может быть, он перебарщивал, заигрывался? Ни в коем случае. Все его изящные проделки с мячом мелькали как искры, ровно столько, сколько нужно, отмеренные, как в аптеке, для общей игры, для атаки, для того, чтобы забить гол. Видел ли он поле? Еще бы, провидец, каких мало! Веером шли от него передачи мяча, ни малейшей возможности не упускал из виду. Хватало ли ему сил? Его голы только часть ответа. Он успевал всюду, совершал акробатические бесстрашные прыжки, бросался в единоборства, на выручку зазевавшемуся партнеру. Он был из тех, кто не считает своих движений, не экономит.
Что же в таком случае мешало ему состоять в "классиках", заодно с Г.Федотовым, Пайчадзе, Бесковым, Стрельцовым, Дементьевым, Ивановым, Симоняном, Гогоберидзе? Почему проходили мимо него, формируя сборную?
Честный ответ показался бы странным, поэтому его и замалчивают, хотя он существует: ростом не вышел. Как просто - 164 сантиметра, и отказ. Права на такой отказ нет, нет и разумных доводов. Зато есть "вкус". И тут ничто не поможет. Какие доводы, примеры, аналогии ни приводи, натолкнешься на усмешку: "Все это прекрасно, но если мы проиграем, скажут: "Кого набрали? Что за детский сад? Нам нужны атлеты. Надо лезть, давить, а не чикаться", и меня снимут за непонимание, как надо формировать команду". Так объяснит тренер. Да и далеко не все болельщики примут "малыша". В крайнем случае смилостивятся: "У нас-то ничего, пусть играет, а на международной арене ему делать нечего".
Я сильно подозреваю, что в случае с Маркаровым ссылка на рост выручала тех, кто ему не давал ходу. Для определенной категории людей он играл слишком тонко. К такому, как Маркаров, любых партнеров не приставишь, начнется неразбериха. Нужно, чтобы и остальные были ему под стать, а это перестройка, смена взглядов, концепций... Зачем мудрить? Лучше попроще, попрочнее, с гарантией от поражения. Правда, без гарантий на классную игру. Вот так и властвуют немудреные вкусы.
А сам Маркаров сделал все, чтобы о нем помнили как о редкостном мастере.
источник: Книга Форварды
18.01.2004
|
|