Обзор рынка спортивного снаряжения Украины. 2006 год
|
|
В ближайшие два-три года рынок оборудования для горнолыжных центров будет прирастать за счет импортного секонд-хэнда. Украина имеет все шансы стать одним из европейских центров горнолыжного туризма. В настоящее время в стране имеется около 130 больших и малых горнолыжных центров, расположенных в основном в Карпатах. За последние пять лет в Украине построили и переоборудовали более 20 горнолыжных трасс — почти столько же, сколько в 1980-2000 гг. По данным Антона Фалтинского, директора компании "Полтава СКИ" (г. Полтава; проектирование и строительство горнолыжных центров; с 2004 г.; 20 чел.), в течение ближайших двух лет в Карпатах откроют не менее 10 крупных горнолыжных комплексов (по 20 канатных дорог каждый). По оснащенности они не будут уступать самому раскрученному украинскому курорту "Буковель", в строительство которого уже вложено около EUR 50 млн. По мнению специалистов, инвестиции в оборудование (а это канатные дороги, подъемники, снежные "пушки", снегоуплотняющие машины и т.д.) в течение пяти лет могут составить более EUR 400 млн.
Однако рынок оборудования в Украине еще не сложился: отечественное производство только начинает налаживаться, а новое импортное украинским предпринимателям пока не по карману (например, 1 км канатной дороги может стоить EUR1 млн.). Тем не менее, специалисты прогнозируют, что в ближайшие два-три года рынок оживится, и в Украину придут иностранные игроки.
90-98% оборудования для горнолыжных комплексов, установленного сейчас в Украине, — это секонд-хэнд. Его стоимость в среднем составляет 30% стоимости нового оборудования. Правда, в 2000 г. две украинские компании — ОАО "Полтава Маш" и ООО "Ужгородский Турбогаз" — попытались заполнить нишу производства канатных дорог. Но по причине низкого качества продукции покупатели вновь бросились на заграничную "вторичку". Впрочем, установка импортного оборудования, бывшего в употреблении, без учета особенностей местности (например, канатные дороги должны "вписываться" в профиль горы), на свой страх и риск, нередко оканчивалась плачевно. Сегодня ситуация стабилизировалась: выбором и поставками оборудования занимаются посредники, специализирующиеся на строительстве и проектировании горнолыжных объектов. Наиболее известные из них — ООО "Полтава СКИ" (г. Полтава; 80% рынка), "Горизонт АЛ" (г. Львов ), "Киевспортсервис" (г. Киев).
Ажиотажный спрос на оборудование секонд-хэнд заставил производителей нового оборудования параллельно предлагать и свой парк "бэушной" техники, чтобы впоследствии возбудить интерес заказчиков к новинкам. "Это вполне приемлемо для развивающихся рынков, — убежден Иосиф Пеняк, директор львовского регионального отделения компании "Киевспортсервис" (г. Киев; с 2001 г.; более 20 чел.). — Ведь, не проверив бизнес на минимальных "оборотах", немногие инвесторы рискнут сразу вкладывать в него миллионы. " И, как утверждают украинские представители иностранных производителей, данный маркетинговый ход имел успех: если в 2006 г. доля прямых продаж нового оборудования составляла не более 2%, то в 2007 г. она может удвоиться.
На мировом рынке производителей оборудования для горнолыжных центров правят бал 10-15 крупных компаний. Наиболее известны из них — Leitner (Италия) и Doppelmayr (Австрия), захватившие почти 85% мирового рынка канатных дорог, а также Рота (Франция) и Alpenbau (Италия). Из производителей снегоуплотнительной техники (ратраков) известны Prinoth (Италия), Kassbohrer (Германия) — 75-80% мирового рынка. Созданием искусственного снега занимаются компании Snowstar (США), Nivis, Technoalpin (обе — Италия).
Для Украины наибольший интерес сегодня представляют компании Leitner и Doppelmayr, которые, как утверждает Антон Фалтинский, не прочь наладить собственное производство у нас. Например, фирма Leitner, которая уже шесть лет изучает украинский рынок на предмет совместного производства канатных дорог, намерена в 2007 г. наладить выпуск опор и приводных станций. Причем на базе того же ОАО "Ужгородский Турбогаз", которое пытается наладить массовое производство небольших (длиной до 400 м) подъемников. Компания Doppelmayr, уже обосновавшаяся в России, своих украинских планов пока не раскрывает. Приход иностранцев будет означать, что в горнолыжных центрах Украины появятся более качественное оборудование и сервис, что привлечет в нашу страну состоятельных фанатов и любителей горных лыж из других государств. Именно они, как утверждают операторы, помогут "отбить" деньги, вложенные в дорогостоящий бизнес.
При выборе техники иностранные специалисты рекомендуют ориентироваться не на ее возраст, а на ресурс, мощность и производителя. Например, в сегменте ратраков ходовой моделью являются машины "Эверест" мощностью 450 л.с. производства компании Leitner. Они позиционируются в средней ценовой категории (EUR 250 тыс.). Компания "Бомбардир" (США) продвигает в этом сегменте машины мощностью 330 л.с. А компании Prinoth более 60% продаж обеспечивают машины мощностью 400 л.с. Все эти машины занимают в среднем 70% в структуре продаж ратраков. Остальное составляют техника мощностью от 180 л.с. и оборудование премиум-класса с независимой подвеской и конструкцией рамы, позволяющей обслуживать трассы сложной конфигурации и крутизны. Интересно, что отечественные специалисты предпочтений какому-либо производителю и модели не отдают, поскольку покупают что подешевле. А потому ни одна иностранная фирма пока не может толком спланировать продажи своего оборудования в Украине. Исключение, пожалуй, составляют привычные для Украины бугельные (буксировочные) канатные дороги и снеговые "пушки" (системы оснежения склонов). Последние, кстати, увеличивают доходность горнолыжного комплекса, особенно в бесснежные зимы, на 50-70%.
Кроме дороговизны развитию рынка оборудования для горнолыжных центров мешают таможенные ограничения и необоснованные, по мнению предпринимателей, запреты. Поскольку конкретного кода УКТ ВЭД на некоторые виды горнолыжной техники нет, таможенники, как утверждают специалисты компании "Полтава СКИ", умудряются увеличивать таможенный сбор с 2% до 10%. В интересное положение накануне сезона поставило владельцев бугельных дорог МинЧС. 3 августа 2006 г. "чрезвычайное" министерство своим приказом № 499 утвердило новые правила оборудования и эксплуатации канатно-буксировочных подъемников. Согласно им, все бугельное оборудование является объектом повышенной опасности, а потому должно проходить экспертное обследование в региональных экспертно-технических центрах Госпромгорнадзора. А владельцы подъемников обязаны получать разрешение на их эксплуатацию. Если оборудование импортное, то разрешение выдают только в столице. Как считает Юрий Бедный, директор горнолыжного центра ООО "Драгобрат" (Закарпатская обл.; с 2000 г.; 32 чел.), введение повышенных требований безопасности к бугельным дорогам может привести к закрытию 80% горных склонов, оснащенных канатно-буксировочными дорогами, и злоупотреблениям со стороны инспекторов Госпромгорнадзора. Впрочем, чиновники это отрицают (см. "О новых правилах").
Василий Пирко (48), заместитель начальника, экспертно-технического центра Госпромгорнадзора в Ивано-Франковской, области (г. Ивано-Франковск; с 1993 г.; 50 чел.):
— Я не считаю, что Госпромгорнадзор вставляет палки в колеса горнолыжным центрам. Ведь при наладке, эксплуатации, монтаже оборудования повышенной опасности работодатель должен обеспечить безопасность эксплуатации канатной дороги и доказать ее соответствие требованиям нормативной базы не только документально, но и наличием обученного персонала, который осуществляет надзор за оборудованием и поддерживает его в хорошем техническом состоянии. Конечно, никто не собирается останавливать подъемники, если владелец исполнит все предписания наших инспекторов.
Владелец горнолыжного центра в Карпатах, пожелавший остаться неназванным:
— В странах ЕС хорошо стимулируют развитие горнолыжных комплексов, чего пока нет в Украине. Например, при постройке канатной дороги в Италии, как минимум, 50% затрат бизнесменам компенсирует государство через специальные фонды. Или возьмем кредитование. Ставка кредита в Европе составляет 4-5%, а в Украине — не менее 12%.
Валентин Боканча (37), коммерческий директор ОАО "Ужгородский Турбогаз" (г.Ужгород; с 1966 г.; 350 чел.):
— Перспектив для развития отечественного производства ратраков или снежных "пушек" я не вижу. Другое дело — небольшие горнолыжные подъемники, поскольку импорт аналогичного оборудования из-за рубежа не всегда рентабелен. Освоение серийного производства подъемников такого класса уже идет.
Бизнес
|