Обзор рынка спортивных товаров Украины. 2007 год. (1)
Вряд ли сейчас остались люди, которых нужно убеждать в пользе здорового образа жизни и занятий спортом. Все больше украинцев от теоретических рассуждений переходят к практике, и это сказывается на динамике производства спортивной одежды, обуви, снаряжения, тренажеров и т.д. В последние пять лет спрос на спортивные товары в Украине растет, хотя при этом их производство так и не стало экономически эффективной отраслью.
Тройка лидеров
Мировой рынок спортивных товаров достаточно динамичен, его емкость, по мнению экспертов, составляет более 100 миллиардов долларов в год. Естественно, большая доля потребления спорттоваров приходится на развитые страны — США и ЕС.
До 70% всего мирового производства спортивной продукции приходится на тройку лидеров — Китай (около 28%), США (около 25%) и Россию (около 20%). На долю товаров европейского происхождения приходится 15%.
В СССР сеть магазинов спортивных товаров была достаточно развита. Внешний вид отечественной продукции был непрезентабельным, а импортная — немецкая и чешская — была в дефиците. В начале 1990-х рынок заполонили дешевые и некачественные товары. Например, китайские кеды, рвущиеся через два дня, или 24-килограммовые гири весом в 20 кг. Одновременно рынок быстро заполнился дорогим импортом ведущих мировых фирм.
Сегодня до 80% украинского рынка спорттоваров занимает импортная продукция.
Стильно, модно, спортивно
Один из крупнейших сегментов рынка — рынок спортивной одежды. Мировая емкость этого рынка составляет 38–40 миллиардов долларов в год. В Украине этот сегмент развивается довольно динамично — участники рынка говорят о 10–20-процентном ежегодном росте.
До 90% спортивной одежды и обуви, продающихся в Украине, — импортные. При этом весьма велики (и не поддаются учету) объемы нелегальной продукции из КНР, Турции и Сирии, которые реализуются на промтоварных базарах.
Рынок спортивной одежды можно разделить на несколько сегментов. Первый — это «профессиональная» одежда для спортсменов. Это, как правило, дорогая продукция, при производстве которой применяются инновационные технологии, используются особые материалы, учитываются особенности того или иного вида спорта. Такую одежду, естественно, покупают профессионалы, а также клиенты дорогих спортивных клубов и секций. По оценкам специалистов, таких потребителей — не более 5% от общего количества. Однако именно состоятельные приверженцы здорового образа жизни приносят импортерам основной доход.
Второй сегмент — одежда для спортсменов-любителей, качественная, но более дешевая.
И третий — одежда спортивного стиля. Это подходящие для загородных поездок, прогулок у моря и других видов активного отдыха спортивные костюмы, ветровки и пр. Самые активные покупатели такой одежды — молодежь.
Разумеется, украинские предприятия присутствуют на этом рынке, но их доля мала. Продукция нашей «швейки» значительно уступает зарубежным торговым маркам по широте модельного ряда, дизайну и цветовой гамме. Отечественные производители выполняют в основном небольшие заказы частных фирм, государственных ведомств и учебных заведений, изготавливая тренировочную или парадную форму для команд с использованием цветов и символики фирмы-заказчика.
Официальные представительства в Украине имеют лишь лидеры рынка — компании Adidas и Reebok. Остальные производители представляют свою продукцию через дистрибьюторов. Дистрибьюторы некоторых торговых марок распространяют свои права сразу на группу стран. Например, компания «Спортмастер» имеет эксклюзивное право дистрибьюции в странах СНГ марок Columbia, Colmar, Helly Hansen, Asics; ДП «Делта спорт» является эксклюзивным дистрибьютором Nike в Украине и странах СНГ.
Водный и снежный мир
Реки, озера, побережье Черного моря… Все это способствует развитию в Украине водных видов спорта и росту рынка соответствующих спорттоваров. Уже теперь успешно работают около десятка отечественных предприятий по производству надувных плавсредств из поливинилхлорида (импортного — в Украине этот материал не выпускается). Украинские компании поставляют эту продукцию как на внутренний рынок, так и на внешний. Доля экспорта составляет 40–60%. Импортные товары для водных видов спорта в Украину завозятся из России, Канады, Италии, Великобритании, Нидерландов и Германии.
На волне популярности уже не первый год остаются водные скутеры — как спортивного класса, так и туристического. Основными поставщиками скутеров и лидерами в данной сфере являются Yamaha, Kawasaki, Bombardier.
Самые популярные среди зимних видов спорта — лыжный и сноуборд. Почти все виды аксессуаров для них (лыжи, ботинки, доски для сноуборда, солнцезащитные очки и маски, шлемы), как правило, ввозятся из-за рубежа. Около 40% импорта в этом сегменте обеспечивают Австрия, Франция и Германия. В Украине сейчас представлены практически все известные лыжные марки: Rossignol, Salomon, Volkl, Head, Pale, Atomic, Bizzard, Nordica, Fisher. Крупнейшие украинские импортеры обычно получают ввозимую продукцию непосредственно от производителей.
Тренажеры
На украинском рынке представлены практически все крупные мировые торговые марки. Лидерами в области тренажеров являются немецкие и канадские производители. Первые представлены фирмами «Кеттлер» и «Спорттоп» («Христопэйт-Спорт»). Сборка последних производится, как правило, в Китае, но это не мешает им быть одними из лучших в своем ценовом сегменте. Канадские производители представлены фирмами «Йорк-Спорт» и «Алекс» (кстати, и эти тренажеры собираются, как правило, в Китае). В Украине тренажеры выпускает компания «Интер-Атлетика».
Украинский производитель широко представлен в сегменте скамеек, стоек и стенок. Здесь лидируют все та же «Интер-Атлетика» и Vasil. Фирма Vasil является дилером немецких компаний. Кроме того, Vasil собирает тренажеры по иностранным лицензиям, представляя немецкую «Спорттоп» (тренажеры) и испанскую «Кребер» (теннисные столы).
Мнение эксперта
Юлия Максименко, фитнесс-менеджер, мастер спорта по спортивной акробатике, инструктор групповых занятий, персональный тренер аэробного и тренажерного залов фитнесс-клуба «Strong Jane»:
«Фитнесс-индустрия пестрит разнообразием. И тем, кто пребывает в спортивном поиске новых форм для собственного тела, есть из чего выбирать. Но одно объединяет все эти виды фитнесс-занятий: потребность в аксессуарах – будь то мониторы сердечного ритма или перчатки, механические и профессиональные инверсионные столы, гантели, амортизаторы, различные кардиотренажеры, силовые тренажеры, скамьи для пресса и другие виды спорттоваров.
Если рассматривать оборудование для аэробного зала, существует множество торговых марок, как отечественных, так и зарубежных. Но для специалистов главными критериями выбора являются износоустойчивость, качество, удобство в использовании. Также немаловажную роль играет возможность гарантийного и сервисного обслуживания. Конечно, все выше перечисленные факторы влияют на цену оборудования и спортинвентаря.
Наш клуб работает уже более десяти лет. И мы при выборе нового оборудования опираемся, прежде всего, на собственный опыт, отдавая предпочтение таким проверенным и полюбившимся торговым маркам как Reebok, «R Фитнес», «М Фитнес».
Если говорить о тренажерных залах, тут можно оборудование разделить на два вида: для больших залов и маленьких фитнесс-клубов. Для больших тренажерных залов, в которых ежедневно занимаются сотни человек, нужно качественное и долговечное оборудование. Поэтому по-прежнему на первом месте фирмы Life fitness и Technogym. Конечно, тренажеры этих марок стоят недешево, но они оправдывают себя. А для маленьких фитнесс-залов или домашних студий специалисты рекомендуют оборудование с пониженной износоустойчивостью и доступной ценой – Kettler, Vasil, Housefit».
Статус
|