Рынок спортивных тренажеров Украины. 2002 год
В 2002 году тренажеры остаются одной из самых ходовых позиций во многих спортивных магазинах. В специализированных торговых точках им зачастую отводится 30 – 60% площади торгового зала.
Данные по рынку.
Товар, реализуемый на рынке, — тренажеры.
Объем рынка за 10 месяцев 2002 года — $7 – 8,5 млн. в розничных ценах.
Количество операторов — импортеров — около 10, отечественных производителей — 2, сотни магазинов.
Доля импортируемой продукции — около 80%.
Объем рынка.
В 2002 году тренажеры остаются одной из самых ходовых позиций во многих спортивных магазинах. В специализированных торговых точках им зачастую отводится 30 – 60% площади торгового зала.
На рынке представлены тренажеры двух типов — профессиональные и для домашнего использования. Профессиональные и домашние кардиотренажеры (см. "Справка") функционально похожи, различие только в том, что они рассчитаны на разные нагрузки. Силовые (см. "Справка") профессиональные и домашние тренажеры имеют существенные отличия. Профессиональные, как правило, предназначены для проработки одной или нескольких групп мышц, а домашние — чаще всего многофункциональны.
В удачные месяцы некоторые столичные магазины продают более 100 тренажеров для дома. По оценкам трейдеров, объем продаж тренажеров до конца 2002 года может составить $6 – 8 млн. в розничных ценах.
Цены.
На цену тренажеров влияют известность торговой марки, страна-производитель, предназначение тренажеров. Цены на домашние тренажеры колеблются от $45 до $3,5 тыс., на профессиональные — от $0,8 тыс. до $10 тыс. за единицу. Кардиотренажеры существенно дороже силовых. Продавцы отмечают, что вследствие сильной конкуренции на рынке цены сформировались почти на минимальном уровне. Поэтому ожидать их снижения не приходится.
Импорт.
На рынке тренажеров для дома в Украине представлены почти все известные мировые производители. Наиболее продаваемые марки — Kettler (Германия), York (Канада), Torneo (Италия), Strongman, SportOp (Тайвань), Tunturi (Финляндия). В сегменте профессиональных тренажеров представлены около десяти зарубежных марок и две отечественные. Наиболее известные — Technogym, OEMMEBI, 3Bfitness (все — Италия), Life Fitnes, Precor, Stair Master, Paramount, Parabody, Hammer Strength, Iron Grip, Icarian (все — США).
Производители.
Отечественные силовые профессиональные и домашние тренажеры производят фирмы VASIL (г. Днепропетровск) и "ФИС" (г. Киев). По оценкам операторов, каждый пятый проданный в этом году тренажер — отечественного производства.
В Днепропетровске делают профессиональные силовые тренажерные комплексы VASIL Gym, VASIL Sway, VASIL Master+, а также целую "линейку" домашних многофункциональных тренажеров VASIL Home Line. Всего фирмой разработано более 200 видов тренажеров. В 2002 году VASIL получила официальный статус поставщика тренажеров Европейской федерации бодибилдинга и фитнеса.
Кардиотренажеры в Украине не производятся. Но импортерами такой техники часто являются наши же отечественные производители: тот же VASIL — официальный импортер профессиональных кардиотренажеров SportsArt и кардиотренажеров для дома SportOp, экипировки для бодибилдинга и фитнеса Alfa Star.
По сценкам продавцов, около 85% розничных продаж составляют домашние тренажеры и около 15% — профессиональные. Однако в денежном эквиваленте объем рынка профессиональных тренажеров скоро может превысить поступления от продаж тренажеров для дома. Это связано с бурным развитием тренажерных залов, оздоровительных центров, фитнес-клубов, элитных жилых комплексов, оснащаемых профессиональным оборудованием. Дорогое профессиональное оборудование успешно продается уже не только в столице, но и в Донецке, Днепропетровске, Харькове и Одессе. В нынешнем осенне-зимнем сезоне пользуются устойчивым спросом недорогие многофункциональные тренажеры для дома фирмы VASIL. Среди домашних кардиотренажеров очень популярны эллиптические тренажеры Kettler.
Сезонные колебания.
Спрос на спортивное оборудование активизируется в начале весенне-летнего сезона (март – апрель). Летние месяцы традиционно считаются для тренажерного оборудования неходовыми. С началом осенне-зимнего сезона спрос растет (сентябрь – октябрь), достигая пика продаж к концу декабря вследствие существенных новогодних скидок.
Нормативная база.
В 2002 году ставки таможенной пошлины на ввоз спортивного оборудования не менялись. Согласно таможенному тарифу Украины, на спортивное оборудование установлена льготная ставка ввозной таможенной пошлины в размере 20% (полная — 40%).
И отечественное, и импортное спортивное оборудование должно сопровождаться гигиеническими сертификатами и сертификатами соответствия. Гигиенические сертификаты выдает Государственная комиссия по санитарно-гигиенической экспертизе МОЗ Украины.
Справка.
Тренажеры делятся на две группы — силовые и аэробные (кардиотренажеры).
Силовые тренажеры предназначены для формирования фигуры и тренировки различных групп мышц. Основаны на работе с отягощениями. Системы бывают блочными или со свободными весами.
Тренажеры, обеспечивающие тренировку сердечно-сосудистой и дыхательной систем, называются аэробными, или кардиотренажерами. К ним относятся эллиптические тренажеры, велоэргометры, беговые дорожки, велотренажеры, степперы, гребные тренажеры.
К оздоровительному оборудованию специалисты относят массажные кушетки и кресла, ортопедические матрацы, анализаторы жира, солярии и инфракрасные кабины.
Солярии, как и другое оборудование, бывают домашними (1 – 6 ламп), полупрофессиональными (до 30 ламп) и профессиональными (более 30 ламп). Модели бывают двусторонние и односторонние, горизонтальные и вертикальные. Минимальная стоимость новых домашних соляриев — до $5 тыс., полупрофессиональных — $5 – 10 тыс., профессиональных — от $10 тыс.
За последний год усилилась конкуренция среди импортеров из Киева, Харькова и Одессы. Ввозить солярии начали также несколько компаний, занимавшихся ранее только поставками финтес-оборудования. В текущем году большая часть продаж приходится на солярии торговых марок Ergoline, Kettler, TanCan (все — Германия), Philips, Garda Sun, Ali Sun (все — Голландия).
Высокая стоимость профессионального оборудования для загара стимулирует развитие рынка бывших в употреблении соляриев из европейских стран, преимущественно из Германии. Для увеличения количества покупателей нового профессионального оборудования операторам приходится осваивать лизинговые схемы продаж. По оценкам операторов, за десять месяцев 2002 года в Украине продано соляриев почти на $800 тыс.
Организация сбыта.
Эксклюзивных прав на импорт каких-либо марок тренажеров на украинском рынке нет почти ни у кого из импортеров. Поэтому многие крупные игроки предлагают мелкооптовой и розничной сета несколько марок тренажеров. Чем больше известных брендов предлагает импортер (и чем больше товара есть непосредственно на складе), — тем он солиднее. Тренажеры для дома — самый реализуемый через розничную сеть товар (до 95%). Состав и количество наиболее крупных компаний-импортеров в 2002 году не изменились — их по-прежнему не более десяти.
Но за прошедший год многие импортеры расширили свои дилерские сета в регионах. Скажем, днепропетровская фирма VASIL (по информации самих производителей) имеет более 50 торговых точек. Три основных представителя — "VASIL-Киев", “VASIL-Одесса" и "VASSL-Ужгород" — осуществляют контроль и обеспечение товаром соответствующих регионов.
Продажей более дорогого профессионального оборудования занимаются чаще всего сами импортеры в специализированных точках — магазинах, салонах. Если специализированного магазина нет, продавцы обязательно предлагают покупателям адреса нескольких фитнес-клубов, где установлены тренажеры предлагаемой марки. Это же относится к соляриям и косметологическому оборудованию. Держать на складе запас профессионального оборудования позволяют себе только самые крупные игроки. Да и то в наличии бывает, как правило, всего несколько самых ходовых моделей. Обычно профессиональное оборудование ввозится под конкретный заказ на условиях как минимум 50%-ной предоплаты.
Стимулирование продаж. Реклама.
Неплохую отдачу, по словам продавцов, приносит участие в специализированных выставках-продажах. Во-первых, участие в выставках — мощный имиджевый ход, способствующий узнаванию торговой сети (или отдельных торговых точек), демонстрации новинок ассортимента большому количеству посетителей. Во-вторых, стоимость участия в выставке и затраты на представление экспозиции, как правило, окупаются благодаря контрактам, заключенным на выставке.
Из традиционных способов рекламы наиболее эффективными продавцы считают рекламу на билбордах, радиорекламу, статьи в прессе, рекламу в прайс-листах. Многие продавцы отрицательно относятся к разного рода "телемагазинам", утверждая, что часть рекламных роликов является недобросовестной рекламой (см. "Комментарии продавцов").
Демонстрации.
Тренажеры в торговом зале магазинов занимают до 60% общей площади. Принципы расстановки тренажеров могут быть разными: по брендам или по зонам (отдельно — кардиотренажеры, отдельно — силовые). Чаще всего продавцы используют принцип смешанной расстановки. Например, в один ряд выставляют все беговые дорожки — от самой дешевой до самой дорогой.
В магазинах обязательно устанавливают телевизор, где покупателю показывают демонстрационные ролики с тренажерами в действии. Такие ролики, как правило, предоставляет поставщик оборудования. Если покупатель хочет посмотреть работу тренажера "вживую", менеджер обязательно должен продемонстрировать ему понравившуюся модель.
Зачастую производитель не обеспечивает оборудование инструкцией на русском языке. Серьезные импортеры берут эту работу на себя. Особенно актуально наличие такой документации для сложных кардиотренажеров, например программируемых многоскоростных беговых дорожек.
Сервис и гарантии.
Все продавцы отмечают возросшие требования покупателей к гарантийным условиям и техническому обслуживанию. Особенно это касается сегмента профессиональных тренажеров. Такие особенности, как возможность замены с течением времени быстроизнашивающихся деталей (мягких частей оборудования, ручек, грузов, тросов), могут помочь покупателю сделать выбор в пользу того или иного поставщика тренажеров. В частности, увеличению уровня продаж отечественных тренажеров VASIL, по отзывам продавцов, способствовало выполнение фирмой послегарантийного обслуживания тренажеров.
На стадии предварительных переговоров при покупке профессионального оборудования продавцы все чаще предоставляют услуги компьютерного моделирования. Заказчику предлагают несколько вариантов расстановки оборудования с учетом конкретных площадей и его пожеланий.
Почти все продавцы предоставляют услуги по бесплатной доставке и сборке тренажеров уже в зале заказчика.
Прогноз.
Рынок спортивного оборудования в Украине продолжает развиваться. До тех пор, пока экономическая ситуация в стране будет стабильной и способствовать увеличению количества фитнес-центров, оздоровительных комплексов, салонов красоты, спрос на качественный спортинвентарь будет расти.
Несмотря на усилившуюся за последний год конкуренцию среди розничных продавцов оборудования, места на рынке пока хватает для всех. Хорошие перспективы у продавцов, которые могут обеспечить не только широкий выбор товара, но и выгодные условия гарантийного и технического обслуживания.
Производители и импортеры продолжают формировать дилерские сети, поэтому есть неплохая перспектива для организации новых розничных точек в регионах.
Хорошие перспективы имеются также у торговцев соляриями, оборудованием для саун и бильярдных.
Бизнес
|