Рынок фитнес-услуг Украины. (1)
Самый массовый и прибыльный сегмент украинской фитнес-индустрии — средний — до сих пор пустует. Большие первичные вложения в открытие бизнеса, длительный срок окупаемости и запредельные цены на рынке недвижимости парализуют волю потенциальных инвесторов.
Спрос на фитнес-услуги в стране ежегодно растет на 30–40%, а предложение катастрофически отстает. В верности этого утверждения аналитиков пришлось убедиться лично. Однажды мне не хватило положенных полутора квадратных метров коврика для занятия аэробикой. В бассейне, который входил в программу абонемента, мы плавали гуськом. Решив распрощаться с этим центром, стала искать ему замену, но найти оказалось непросто. Элитные клубы со стоимостью годовой клубной карты от двух тысяч долларов отпали автоматически. Фитнес-центров с приемлемой ценой очень мало, и все они перегружены. Не помог даже Интернет — моя просьба подсказать подходящий вариант оказалась сто первой на форуме. Вот и возник вопрос: что мешает частному бизнесу удовлетворить давно назревший в украинском обществе спрос на такую услугу как фитнес.
Дорогая забава
Сегодня в украинской фитнес-индустрии тщательно осваивается только премиум-сегмент. Элитные спортивные клубы появились десять лет назад. Сначала открылся «Фаворит», затем «Киевспортклуб», «Аквариум». Создавались они изначально не с коммерческой целью. Богатые люди вкладывали в них свободные деньги для развлечения себя и своих знакомых, создания тусовки для общения друзей и партнеров одного круга. Как правило, управляли такими клубами жены самих инвесторов.
Между тем по мере экономического роста круг платежеспособных клиентов постоянно расширяется. Вести здоровый образ жизни стало модно. В погоне за красивой фигурой женщины (70% от всех посещающих спортзал) толпами ринулись сбрасывать лишние килограммы в дорогих спортивных залах. Они же — основные потребители дорогостоящих дополнительных услуг при фитнес-центрах: салонов красоты, массажных кабинетов.
Клиенты стали разборчивее и требовательнее. Поэтому владельцам этого бизнеса приходится повышать планку цены и качества, чтобы удерживать за собой право называться элитным. Год назад в Киеве открылся крупнейший в стране фитнес-центр «Пятый элемент». Он разместился на площади 15 тыс. кв. м. Проект строительства спортивного гиганта разрабатывался три года и стоил его создателям около 15 млн долларов. На месте нового клуба раньше был спорткомплекс, который его владельцы решили полностью перестроить. В нем было два больших баскетбольных зала, неработающие бассейн и сауна. На выходе получился самый масштабный проект в сфере фитнеса в Украине. Основной совладелец «Пятого элемента» — финансовая группа «Укрпроминвест», принадлежащая Петру Порошенко.
Элемент бизнеса не просматривается
В «Пятом элементе» действительно есть все для спорта и отдыха. В одном из залов небольшая группа искателей умиротворения после трудного рабочего дня занимается йогой, погружаясь затем в медитацию. Восточная музыка за дверью зала медленно заглушается арабскими мотивами. По соседству проходят другие занятия — обучение танцу живота. Девушки в набедренных повязках из звенящих монет старательно проделывают заученные движения в такт музыке. «Это не только развлечение, но и эффективный способ бороться с недостатками в области талии и бедер», — говорит одна из девушек. В силовом зале этажом выше работают над своим телом мужчины. Здесь несколько десятков тренажеров, привезенных из Италии. Их так много, что без помощи инструктора в разнообразии «железок» не разобраться. Несколько мужчин в сторонке в это время сжигали лишний жир на боксерской груше.
Восстанавливаются спортсмены-любители на кардиотренажерах. «При моем малоподвижном образе жизни такие занятия просто необходимы»,— поделился один из посетителей клуба, пробегая пятый километр на дорожке. Тем временем в детской комнате резвились самые маленькие любители спорта. Свои тренировки клиенты заканчивают в бассейне, сауне, а также ресторане, с лихвой компенсируя потерянные калории. В «Пятом элементе» в перечень дополнительных услуг, на которых клубы зарабатывают еще 20–30% прибыли (кроме продаж карт), входят SPA-салон, теннисные корты и боулинг.
В административной части здания на стенде с различными директорскими распоряжениями вывешено самое важное из них: «Главный человек в компании — клиент». Оно и понятно. Стоимость клубной карты, которая продается не менее чем на год, превышает три тысячи долларов. Это самая высокая цена в столице. Руководство клуба утверждает, что за год работы сумело обеспечить 90% наполняемости, что подразумевает обслуживание до трех тысяч человек в день. Хотя это прозвучало не слишком убедительно: групповые занятия больше напоминали индивидуальные, а парковка комплекса вмещает не более тридцати автомобилей. Вывод: «Пятый элемент» — не рыночный проект, а все еще красивая игрушка для богатых спонсоров. Впрочем, и за это представители крупного бизнеса и чиновничества говорят им большое спасибо.
Пробел посередине
«У нас в стране нет среднего класса, вот почему мы построили клуб для состоятельных клиентов. Только они предъявляют спрос на фитнес-услуги. У нас ведь был спорткомплекс, расположенный здесь же, с низкой ценой абонемента, но туда никто не ходил» — рассказывает директор «Пятого элемента» Игорь Гержан.
Есть и другая позиция. Бывший сотрудник фитнес-клуба «Аквариум» Александр Коробецкий решил открыть собственный спортивный комплекс средней ценовой категории. Это почти исключительный случай создания полноценного спортивного центра для среднего класса. Его проект «Спортэкспресс» предоставляет почти тот же набор услуг: несколько видов групповых занятий, вместительный тренажерный и кардиозалы, бассейн. Но стоимость абонемента здесь почти в десять раз ниже, чем в «Аквариуме» — триста гривен в месяц. «Разница между дорогим и средним клубом только в декоре помещения и количестве дополнительных услуг. Но я ведь не в музей прихожу, а спортом заниматься. Зато мой инструктор — неоднократный призер международных конкурсов, и это для меня гораздо важнее», — сказал «Эксперту» один из посетителей клуба.
«В нашей стране нет массовых спортивных клубов с приличным сервисом, расширенным спектром услуг. Я говорю о целых комплексах, а не о маленьких спортивных залах или отдельных районных тренажерах», — заметил Александр Коробецкий. Под хорошо обоснованный бизнес-план отыскались заинтересованные инвесторы. Так, в 2002 году появился первый «Спортэкспресс». Компании, которые профинансировали этот проект, определились благодаря выбору места расположения фитнес-центра. Для «Спортэкспресса» его владельцы выбрали помещение в офисном центре на Лукьяновке. Фирмы, которые там же снимали офисы, для себя и для своих сотрудников обустроили помещение для занятий спортом. Обошелся он в полмиллиона долларов, условия сотрудничества — возврат инвестиций в течение пяти лет и определенный процент прибыли комплекса — оказались приемлемыми для обеих сторон. С привлечением клиентов проблем не возникло, почти половина посетителей клуба — это служащие расположенных в том же здании офисов. Больше ни у одного фитнес-центра в Украине нет такого количества корпоративных контрактов. Вдохновленные успехом, владельцы «Спортэкспресса» заканчивают ремонт второго спорткомплекса в бизнес-центре на Петровке. В следующем году будет построен еще один.
Альтернативные ФОКи
Дефицит недорогих клубов пока компенсируется физкультурно-оздоровительными комплексами (ФОК). Они предлагают минимальный набор услуг не очень высокого качества. Как правило, в ФОКах проводится только один-два вида групповых занятий, имеется около десятка спортивных тренажеров и бассейн. Самый большой недостаток заведений такого уровня — отсутствие должного сервиса, индивидуального подхода к клиенту, негибкий график занятий. «Мне пришлось перейти из спортклуба советского образца в «Аквариум» только потому, что там тренировки проходили по вечерам, а мне удобнее заниматься утром. Кроме того, сауна в клубе работала только по понедельникам, — говорит мой знакомый любитель фитнеса. — Так что теперь плачу пятикратную премию дорогому клубу только потому, что альтернативы нет».
Как правило, ФОКи находятся на балансе вузов. Во время, свободное от занятий студентов, эти комплексы продают свои услуги всем желающим, сдают в аренду игровые залы (особенной популярностью пользуются футзалы). Таким образом, они покрывают часть расходов по содержанию зданий. Например, в спорткомплексе при Национальном педагогическом университете им. Драгоманова клубный абонемент на восемь посещений в месяц стоит 206 гривен. В него входит занятие шейпингом, посещение тренажерного зала и плавание в бассейне. По словам Николая Одаренко, сотрудника университета и создателя так называемых групп здоровья, за последние десять лет спрос на спортивные услуги увеличился в четыре-пять раз.
Однако залы и бассейн перегружены. Хуже всего ситуация обстоит в горячий для этого бизнеса сезон — осенью и зимой. Тогда любителей поплавать значительно прибавляется, несмотря на повышение цены абонемента в прошлом году на 30%. В клубе бывает такой ажиотаж, что иногда приходится отказывать желающим в продаже абонемента. Они вынуждены искать другие подобные заведения, а их — с инструкторами, разными залами, и главное, хорошим бассейном — в Киеве можно пересчитать по пальцам.
Теперь вузовский спортивный комплекс содержится на деньги, заработанные коммерческими группами. Часть средств реинвестируется в ремонт здания и спортивных залов, закупается новое оборудование. Если в 1997 году клуб зарабатывал 35 тыс. гривен в месяц, то сейчас — 250 тысяч. Однако погоня за деньгами уже мешает студенческим спортсооружениям выполнять свою прямую функцию. Здесь почти не проходят юношеские соревнования (в середине 90-х, когда залы и бассейн простаивали, руководство спорткомплекса проводило несколько десятков состязаний в год по разным видам спорта) из-за того, что все время выкуплено группами здоровья и другими арендаторами.
От государства проку нет
Главный сдерживающий фактор развития фитнеса в Украине — дефицит площадей на рынке недвижимости. В Западной Европе стоимость аренды часто ниже киевских ставок. «Наши клубы размещены там, где больше ничего уже обустроить нельзя, — говорит Александр Коробецкий. — Был случай, когда мы уже договорились об аренде помещения в бизнес-центре, но нам отказали. В итоге его сдали дороже». За рубежом существует градация ставок аренды в зависимости от социальной значимости объекта. И хотя рентабельность спортивного бизнеса в Украине довольно высока (25–30%), предприниматели все равно не успевают за ростом цен на недвижимость. По словам директора департамента физвоспитания Министерства по делам семьи, молодежи и спорта Ростислава Карандеева, помощь в решении некоторых земельных вопросов и вопросов с недвижимостью готовы взять на себя государственные службы. «В столице построены огромные спальные районы, где проживают сотни тысяч горожан, однако никто не позаботился о досуге этих людей,— говорит он. — Сейчас очень выгодно отдавать свободные площади под игорный бизнес, рестораны, магазины. Наша задача — сбалансировать эту ситуацию и стимулировать предпринимателей создавать спортивную инфраструктуру на равных с высокорентабельными объектами». Недавно подготовлена и подана в Верховную Раду новая редакция закона о физической культуре и спорте, которая предусматривает преференции для частной инициативы в этой сфере. К примеру, профильные специалисты разрабатывают проекты небольших малобюджетных фитнес-центров.
Однако, по мнению самих участников рынка, такая господдержка будет неэффективной и к тому же создаст дополнительные возможности для коррупции. Едва ли чиновники на местах будут заинтересованы в предоставлении участков на льготных условиях. Сама процедура такого землеотвода не прописана, а значит, эти вопросы вновь придется решать с помощью взяток. Дифференциация ставок арендной платы на помещения для развития конкретных направлений городской инфраструктуры должна быть четко прописана на законодательном уровне. Общие формулировки и благие пожелания не мотивируют чиновников и не помогают бизнесу. Однако именно такие формулировки и пожелания содержатся в Указе президента «О национальном плане действий по реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта», который издан 2 августа этого года. Корреспондент «Эксперта» пытался узнать у своих собеседников, помог ли им этот документ. Ни один из участников рынка оздоровительных услуг даже не слышал ни о самом указе, ни о какой-либо государственной политике в этой сфере.
Эксперт
|